16+ МБУК "ЦБС"
http://solbiblfil2.ucoz.ru/risunok11.png
Календарь событий
https://3.bp.blogspot.com/-y9jbnlhsVuw/V84ul4K7zTI/AAAAAAAAFto/X8__JQ_7VLMpRFm8mRTj31EjyUDIwQ-4QCLcB/s1600/97249274.jpg
Наш опрос
Оцените удобство сайта
Всего ответов: 14
Новинки литературы
Мы ВКонтакте
http://n-ufa.ru/images/stories/StatesS/knopka.png
Фраза дня
Оценка качества
Оценить работу МБУК "ЦБС" г. Соликамска вы можете, пройдя по ссылке:

image_1371152877.jpg

Поделиться...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог С миру по нитке

Главная » 2015 » Октябрь » 1 » Известные библиотекари
08:44
Известные библиотекари
Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги. Первыми библиотекарями считают писцов, составивших собрание глиняных табличек приблизительно в 2500 году до н. э.

Заметим, что раньше это была исключительно мужская профессия и богата она  именами писателей, ученых, выдающихся политических деятелей, судьба которых была тесно связана с библиотечными учреждениями. В XIХ веке стать почётным библиотекарем (существовало такое звание) было даже труднее, чем академиком. Давайте вспомним имена известных людей, судьбы которых были тесно связаны с библиотечными учреждениями.

Во Франции это Дени Дидро. Французский писатель, философ-просветитель и драматург был личным библиотекарем российской императрицы Екатерины II.

В Германии этот список открывают философ Г. В. Лейбниц - немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, астролог. Родился в 1646 г. в Лейпциге. Отец Лейбница, известный юрист, умер, когда мальчику не исполнилось и семи лет. Мать, заботясь об образовании сына, отдала его в школу Николаи, считавшуюся в то время лучшей в Лейпциге. Готфрид целыми днями просиживал в отцовской библиотеке.

Пятнадцатилетним он поступил в Лейпцигский университет. Официально числясь на юридическом факультете, посещал также лекции по философии, математике и другим предметам. В 18 лет Лейбниц получил степень магистра словесности и философии, а в 20 защитил докторскую диссертацию «О запутанных делах». Затем он избрал карьеру придворного, отказавшись от предложенной ему должности профессора, однако продолжал активно заниматься наукой.

В 1667 году Лейбниц отправился в Майнц к курфюрсту, который пригласил ученого принять участие в составлении нового свода законов. В течение пяти лет Лейбниц занимал видное положение при майнцском дворе, а в 1672 году выехал во Францию с дипломатической миссией, имея также желание познакомиться с исследованиями Ферма, Паскаля и Ньютона. В 1876 году он принимает приглашение герцога Иоганна Фридриха и приезжает в Ганновер.

С 1676 году до конца жизни Лейбниц - историограф и тайный советник юстиции при дворе ганноверских герцогов. Он исполнял здесь также должности астролога (в частности, составлял гороскопы) и библиотекаря Придворной библиотеки в Вольфенбюттеле (она являлась тогда самой большой в Европе и мире). Лейбниц руководил этой библиотекой с 1690 года, на протяжении 23 лет совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотекой в Ганновере. Именно здесь ему удалось воплотить многие свои библиотечные идеи. Здесь же он встретил свою будущую возлюбленную, Софию Шарлотт, дочь ганноверской герцогини. Тогда ей было 12 лет, и она была его ученицей. Четыре года спустя девушка вышла замуж за бранденбургского принца Фридриха III, будущего короля Пруссии Фридриха I. О Лейбнице она сохраняла воспоминание как о дорогом, любимом учителе, между ними началась переписка, затем встречи. Основание Бранденбургского научного общества (позднее - Берлинская Академия наук) в Берлине в 1700 году окончательно сблизило Лейбница с королевой. Лейбниц был назначен первым президентом Общества.

В 1697 году Лейбниц впервые встретился с Петром I, предпринявшим путешествие в Голландию для изучения морского дела. Тогда Лейбниц набросал проект реформы образования и проект учреждения Петербургской академии наук. Осенью следующего года Петр прибыл в Карлсбад. Во время этого путешествия план Академии наук был выработан Лейбницем во всех подробностях.

Лейбниц стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии и новейшее научное знание на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Его философская система - монадология - основана на представлении о физическом мире как чувственном выражении мира монад - первоэлементов истинного, умопостигаемого мира. Он развивал учение об относительности пространства, времени и движения, сформулировал закон «сохранения живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики, был одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений, двоичной системы счисления. Он сконструировал первую механическую счетную машину, способную производить сложение, вычитание, умножение и деление. Идеи Лейбница в области астрометеорологии не утратили своего значения до наших дней; именно он впервые указал на связь между колебаниями в показаниях барометра и погодой.

Библиотечная деятельность Лейбница была гораздо шире, чем деятельность большинства других ученых, работавших библиотекарями. В целом ряде своих трудов он рассматривает книги и библиотеки как своего рода инструменты получения знаний. Библиотечный фонд, по его мнению, должен иметь интеллектуальную и научную ценность, энциклопедически охватывать все знания. Библиотека - одно из звеньев интегрированной системы знаний, включающей архивы, издательства, типографии, учебные заведения, учреждения науки и культуры.

Лейбниц разработал целостную концепцию научной библиотеки. Один из элементов этой концепции - необходимость подготовки с полугодовой периодичностью аннотированных списков новых изданий. С этим предложением он обратился к австрийскому герцогу Леопольду I, но не получил поддержки.

Вместо каталогов Франкфуртской и Лейпцигской книжных ярмарок, где указывались только автор и название книги, Лейбниц предложил готовить обзоры с биографиями писателей, анализом их творчества, анализом произведения и отрывками из него. Он считал, что правительство сможет с помощью таких обзоров получать информацию о циркулирующих в обществе идеях, а следовательно, и контролировать их. Он предлагал создать сводный каталог всех библиотек страны. Предлагал создать особую библиотеку, в фондах которой были бы самые нужные для общества книги.

Ещё один великий немецкий поэт, мыслитель и государственный деятель Иоганн Вольфганг Гёте с 1797 г. курировал Веймарскую библиотеку. Он наладил строгий учет фондов, завел инвентарную книгу новых поступлений, провел ревизию, ввел новые правила пользования библиотекой. По его распоряжению были разработаны карточные каталоги. С 1809 г. он стал создавать в библиотеке Музей книги.

Известного немецкого писателя-сказочника и ученого-языковеда - Якоб Гримм можно смело назвать профессиональным библиотекарем. Он проработал в библиотеках более 30 лет, совмещая эту работу с исследовательской и преподавательской. Был личным библиотекарем брата Наполеона Бонапарта - Жерома Бонапарта, тогдашнего короля Вестфалии.

Джакомо Джироламо Казанова - итальянский авантюрист. Последние 13 лет своей жизни он служил библиотекарем у графа Вальдштейна в Духцовском дворце в Богемии (ныне Северная Чехия). Широко известен во всем мире благодаря написанной здесь автобиографической книге «История моей жизни».

Казанова родился 2 апреля 1725 года в Венеции, в семье актеров. Это были годы расцвета Венецианской Республики; со своим знаменитым карнавалом, игорными домами, прекрасными куртизанками она считалась европейской «столицей наслаждений». Эта обстановка взрастила Казанову и сделала его одним из самых знаменитых венецианцев XVIII века.

Необыкновенная международная слава мемуаров Казановы пережила их автора. Это многотомное произведение, помимо ярких и увлекательных приключений жизнерадостного авантюриста, представляет правдивую картину быта и нравов высшего европейского общества в Европе XVIII века, а своим появлением на свет оно обязано именно скромной должности библиотекаря.
В тишине библиотечных залов во дворце Вальдштейна эксцентричный старик Джакомо Казанова не столько занимался составлением каталога графской библиотеки, сколько предавался воспоминаниям о своей бурной, кипевшей страстями жизни. Ведь значительную ее часть он провел в путешествиях по Европе, пытаясь сделать карьеру в Париже и Санкт-Петербурге, Лондоне и Праге, Дрездене и Вене, Амстердаме и Стамбуле.
Женщины, с которыми он легко и просто находил общий язык, открывали ему двери во все сферы общества. Но он гордился прежде всего своим интеллектом и познаниями в науках.
В разное время Казанова побывал скрипачом, солдатом, алхимиком, целителем, а поначалу вообще готовился стать священником. Несколько раз он приобретал и терял состояние, написал 42 книги, а также сочинял пьесы, либретто к операм, стихи, создал энциклопедию сыров, оставил после себя философские и математические трактаты, работы с календарными исчислениями, юридические труды и работы по геометрии.
«Илиаду» Гомера он перевел на современный итальянский язык; он способствовал появлению во французской музыке жанра оратории; он был известным гурманом и практиковал каббалу; он написал пятитомный научно-фантастический роман «Икозамерон».
В своих воспоминаниях Казанова предстает перед читателем как умный, тонкий наблюдатель, с поразительной точностью рисующий портреты великих и знаменитых людей, с которыми ему удалось общаться - Вольтера, Руссо, Гете, Моцарта, а также российской императрицы Екатерины II.

Казанова и книга его воспоминаний породили богатейшую литературу и даже немало специальных сообществ, занятых изучением жизни и творчества авантюриста. Имя Казановы стало нарицательным, обозначая мужчину в расцвете сил, склонного к любовным авантюрам.

Духцовский замок и сегодня считается достопримечательностью Чехии, в том числе и как место, где провел последние годы жизни Казанова. Посетители замка могут увидеть кресло, в котором, как считается, он скончался, обстановку его спальной комнаты и его восковую фигуру за письменным столом.

Он прибыл сюда в 1785 году по приглашению графа Вальдштейна. В то время Казанове исполнилось 60 лет, он уже не вызывал в обществе прежнего интереса, у него не было ни дома, ни имущества, и он искал, где бы спокойно провести остаток своих дней. Служба у графа обеспечивала ему безопасность и хороший заработок, он являлся своего рода достопримечательностью замка.

Здоровье его, однако, все ухудшалось. 4 июня 1798 года в чешском Духцове закончился жизненный путь 73-летнего библиотекаря, известного всему миру под именем Джакомо Джироламо Казанова. Его последними словами были: «Я жил как философ и умираю христианином...». На его могиле на погосте церкви Святой Барбары - простой камень с надписью: «Casanova MDCCLXXXIX», которая говорит о том, что именно здесь, в изгнании, вдали от своей родины, великолепной и блистательной Венеции, нашел свой последний приют ставший посмертно знаменитым философ, дипломат, сочинитель, путешественник, астролог, авантюрист, тайный агент, шпион, любимец женщин, великий соблазнитель, герой невероятных любовных приключений.

Некоторые специалисты при этом до сих пор спорят, действительно ли останки Казановы покоятся именно здесь. Дело в том, что в XIX в. кладбище было закрыто. Сегодня никто точно не знает, были ли останки Казановы перенесены в другую могилу.

Созвездие величайших имен включает в себя и плеяда представителей библиотечного дела России. Это великий баснописец Иван Андреевич Крылов (1769-1844) родился в семье армейского офицера, детские и юношеские годы его прошли в крайней бедности, он не смог получить систематического образования.

С 14 лет Крылов - в Санкт-Петербурге, где входит в литературные и театральные круги, пишет комедии и стихи, занимается переводами, пытается зарабатывать литературным трудом. Основное направление его творчества - едкая сатира.
Известность принес Крылову сатирический журнал «Почта духов», который издавался в 1789 году и в котором он был единственным автором, редактором и наборщиком. После закрытия этого журнала он с несколькими товарищами пытается издавать другой журнал - «Зритель», который также закрывают.

Время было напряженное - именно в эти годы заключен в Шлиссельбургскую крепость просветитель и сатирик Н. И. Новиков, отправлен в сибирскую ссылку А. Н. Радищев. Опасаясь разделить такую судьбу, Крылов уезжает в провинцию и более 5 лет скитается по городам России без средств и определенных занятий. Пользуясь даром остроумного и приятного собеседника, умелого рассказчика, он подолгу гостит у близких и дальних знакомых.
Гибкий ум, математические способности позволяют ему выигрывать достаточно большие суммы в карты. Однажды он даже стал подследственным по делу профессиональных карточных игроков.

В 1801 году Крылов прекращает кочевую жизнь, поступает на службу, пишет и публикует свои первые басни. В 1806 году он возвращается в Петербург и здесь сближается с А. Н. Олениным, будущим директором Императорской Публичной библиотеки. Эту многолетнюю дружбу прервала только смерть (они умерли очень скоро друг за другом). Оленин был покровителем Крылова, постоянно ходатайствовал перед властями о предоставлении ему материальной помощи, повышении его в чинах, об издании его книг. В доме Оленина писатель находил постоянную заботу и внимание всех членов семьи. Они - первые слушатели его басен и стараются «направить» его творчество, «снять» социальную сатиру и выпады против власти.

В 1812 году Крылов поступает работать в Императорскую Публичную библиотеку. Это кардинально изменило его образ жизни. Он отказывается от своей страсти - карточной игры, больше не меняет места службы. Он прослужил в библиотеке 29 лет - сначала помощником библиотекаря, потом библиотекарем и, наконец, заведующим Русским отделением. В этот период основной задачей библиотеки было именно создание фонда книг на русском языке, и Крылов активно этим занимался. Благодаря его связям с издателями и книгопродавцами книги часто покупались за полцены или дарились библиотеке.

Участвуя в коллективных обсуждениях проблем создания библиотечных каталогов, Крылов настаивал: каталог должен быть построен так, чтобы читатель мог легко найти в нем требуемую книгу и описать ее, а библиотекарь мог так же легко по этому описанию найти книгу в фонде. Он считал, что быстрота и эффективность поиска не должна зависеть от опытности библиотекаря, что правильная организация каталога и фонда позволит успешно работать и новичку.

Крылов в течение многих лет вел библиографическую работу - составлял тематические списки, выполнял справки. Он занимался и непосредственно выдачей книг, но к старости это стало для него тяжело. Современники утверждают, что зачастую вторую половину дня он проводил лежа на диване (который стоял в читальном зале), а приходившим посетителям указывал на приготовленные для них книги или на шкаф и просил брать, что им нужно.

О Крылове вообще существует множество рассказов и анекдотов. Мемуаристы изображают его как высокого и тучного человека, очень ленивого, всегда растрепанного и неряшливо одетого. По одной из легенд, однажды, собираясь на придворный маскарад, Крылов спросил у жены и дочерей Оленина, как ему одеться. Они посоветовали только вымыться и причесаться - тогда его никто не узнает. Однако современники подчеркивали и другое - мудрость Крылова, его остроумие и острословие, блистательные метафоры.

Основная часть басен Крылова была написана в годы его библиотечной работы. Оленин воспринимал и представлял начальству творчество Крылова как часть деятельности библиотеки, принимал участие в публикации басен. Первая книга басен вышла в 1809 году, далее было множество изданий, дорогих и дешевых, полных и кратких. Книги быстро раскупались, Крылов стал одной из самых заметных фигур в мире русской литературы, а с середины 20-х годов начинается его европейская известность - басни переводятся на французский и итальянский языки. В 30-40-х годах тираж книг Крылова достиг небывалого тогда уровня - более 40 тысяч, популярность баснописца была огромной. В 1838 году петербургские литераторы торжественно отметили 70-летие Крылова и 50-летие его литературной деятельности.

Хоронили Крылова и первые сановники государства, и интеллигенция, и простолюдины. Вскоре была объявлена подписка на памятник, в сборе денег участвовала вся Россия. Однако Николай I запретил ставить памятник в сквере у библиотеки (хотя там еще не было памятника Екатерине II). И памятник Крылову, изображающий его в окружении персонажей его басен, был поставлен в Летнем саду, где находится и сейчас.

Хорхе Луис Борхес - аргентинский писатель с мировой известностью, прозаик и поэт, философ и публицист, профессор – около трети своей жизни был библиотекарем, директором Национальной библиотеки Аргентины.

Борхес родился 24 августа 1899 года в Буэнос-Айресе. Его отец - адвокат, профессор психологии, анархист, автор одного изданного романа. Бабушка Хорхе Луиса обучала детей и внуков английскому языку, так что по-английски мальчик стал говорить раньше, чем по-испански; в 8 лет он начал свою литературную деятельность переводом сказки Оскара Уайльда, который был напечатан в журнале «Сур». Позже он переводил Вирджинию Вулф, Фолкнера, Киплинга, Джойса. Борхес прекрасно знал латынь, французский, итальянский, португальский, немецкий, самостоятельно изучил и преподавал древнеанглийский и древнескандинавские языки. Он утверждал, что в нем течет «баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь».

Большую часть детства Хорхе провел дома, в школу пошел только в 11 лет и был там изгоем, его преследовали как (если использовать сегодняшний лексикон) «ботаника».

В 1914 году семья поехала в Европу на каникулы. Но началась Первая мировая война, и возвращение пришлось отложить на годы. Осели в Женеве, где Хорхе смог, наконец, получить формальное образование и диплом бакалавра в лицее.

В 1918 году Борхес переехал в Испанию, где присоединился к группе поэтов-авангардистов. В 1921 году он возвращается на родину уже состоявшимся поэтом. В конце 20-х Борхес начал писать рассказы, а к 1930 году было написано и издано семь книг, основано три журнала и еще с двенадцатью Борхес сотрудничал.

В конце 30-х годов Борхес похоронил бабушку, потом отца; появилась необходимость самому обеспечивать семью. В 1937 году он начинает работать в филиале городской библиотеки в скромной должности первого помощника. Он провел здесь, как сам признавался, «девять глубоко несчастливых лет», но именно здесь созданы многие его шедевры, в частности «Вавилонская библиотека». Хорхе Луис всю свою библиотечную работу выполнял довольно быстро, а затем тихонько удалялся в подвальное книгохранилище и в оставшееся рабочее время читал или писал. Написанный им в 1938 году «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», - текст, который сам Борхес определил как среднее между эссе и «настоящим рассказом», - явился впоследствии источником целого литературного направления, которое сегодня именуется постмодернизмом.

В 1946 году в Аргентине к власти пришел президент Перон, и Борхеса сразу же фактически выгнали из библиотеки, поскольку он крайне раздражал новый режим своими сочинениями и высказываниями. Как вспоминал сам писатель, его уведомили, что он повышен в должности и назначен инспектором по торговле птицей и кроликами на городских рынках. Он уволился и стал давать уроки английской литературы и разъезжать с лекциями по провинции. Но именно в эти годы происходит признание таланта Борхеса и в Аргентине, и за рубежом - его избирают президентом Аргентинского союза писателей, появляются переводы его эссе и рассказов.

В 1955 году, сразу после военного переворота, который сверг диктатуру Перона, Хорхе Луис Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины и занимал этот пост до 1973 года. Но к этому времени он окончательно потерял зрение (это была наследственная болезнь). Последние 20 лет жизни Борхес не имел возможности ни читать, ни писать (ему помогали студенты, друзья и близкие), при этом слава его росла, он стал всемирно известным, а в 60-х уже считался классиком, культовой фигурой.

В 1974 году произошла реставрация власти Перона, и Борхес вновь был лишен всех занимаемых должностей. Но он много работает, пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

Личная жизнь Борхеса выглядела достаточно специфично. Его всегда окружало множество женщин (секретарши, соавторы, просто поклонницы, подруги), и влюблялся он постоянно, но для возлюбленных скоро оказывался слишком романтичным, экзальтированным. Некоторые романы были серьезными. В 1944 году Борхес знакомится с 23-летней красавицей Эстелой Канто, которая работает секретаршей, но мечтает о карьере актрисы или писательницы. Борхес сделал ей официальное предложение, но пришел в ужас от ее контрпредложения - до венчания пожить какое-то время гражданским браком (поскольку в католической Аргентине официальный развод был невозможен).

В 1967 году Борхес делает еще одну попытку устроить свою личную жизнь и женится на знакомой с юности Эльзе Астете Мильян, но три года спустя они расстаются.

Примерно тогда же в его жизнь вошла Мария Кодама. Почти на 40 лет младше писателя, японка по отцу и немка по матери, она занималась в его семинаре по англо-саксонской литературе. Когда в 1975 году умирает 99-летняя мать писателя, до последних дней решавшая все его бытовые и финансовые вопросы, Мария становится его секретарем. Она была глазами слепого Борхеса, они много путешествовали, объездив почти весь земной шар. В 1986 году Борхес женился на ней.

Предчувствуя, что он уже никогда больше не вернется в Аргентину, в декабре 1985 года Борхес приезжает в Женеву. 14 июня 1986 года в возрасте 86 лет Борхес умирает от рака печени и эмфиземы легких. Он похоронен на женевском Кладбище Королей.

Наиболее значительными литературными премиями Борхеса стали премия Сервантеса (самая престижная премия в испаноязычных странах) и Всемирная премия фэнтези (World Fantasy Award for Life Achievement), обе присуждены ему в 1979 г. По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов.

«Я утверждаю, что Библиотека беспредельна», «Я всегда воображал Рай чем-то наподобие библиотеки» - эти высказывания Борхеса можно назвать одними из наиболее известных и цитируемых его высказываний.

Источник: http://prof.sadu-kz.com/prof/librarian.html
http://www.bibliogorod.ru/pbzh/pbzh3/professiya-bibliotekar/
Категория: Библиотекари и библиотеки мира | Просмотров: 359 | Добавил: elena | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]