16+ МБУК "ЦБС"
http://solbiblfil2.ucoz.ru/risunok11.png
Календарь событий
https://3.bp.blogspot.com/-y9jbnlhsVuw/V84ul4K7zTI/AAAAAAAAFto/X8__JQ_7VLMpRFm8mRTj31EjyUDIwQ-4QCLcB/s1600/97249274.jpg
Наш опрос
Перечитываете ли Вы книги?
Всего ответов: 78
Новинки литературы
Мы ВКонтакте
http://n-ufa.ru/images/stories/StatesS/knopka.png
Фраза дня
Оценка качества
Оценить работу МБУК "ЦБС" г. Соликамска вы можете, пройдя по ссылке:

image_1371152877.jpg

Поделиться...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог С миру по нитке

Главная » 2014 » Март » 29 » Образ библиотекаря в художественной литературе
11:12
Образ библиотекаря в художественной литературе
Художественная литература подробно и точно анализирует библиотечные стереотипы, позволяющие несведущему человеку представить место и роль библиотечной профессии в обществе. Образы библиотек и библиотекарей в русской и зарубежной художественной литературе весьма интересны и противоречивы.

Эко, У. Имя розы / У. Эко. - Минск : Сказ, 1993. - 529 с. - (Лабиринты истории).

Главным героям романа «Имя розы» У. Эко, Вильгельму Баскервильскому и его юному спутнику Адсону Мелькскому, приходится расследовать гибель некоего Адельма Отрантского, монаха бенедиктинской обители.

Библиотека в романе предстает перед  читателем как лабиринт человеческого познания и лабиринт материальный. По мнению автора, она всегда будет содержать в себе элемент загадочности и непредсказуемости, поскольку ее работа зависит от очень большого числа факторов – замысла создателей, расстановки фонда, воззрений библиотекарей, намерений читателей и т.д.

Кульминацией романа стал пожар в библиотеке. «Расколдованный» лабиринт уничтожается, но многие важные вопросы остаются без ответа. Как все-таки должна выглядеть библиотека? Должна ли она различать добро и зло? Должна ли она помогать читателю отличить истину от лжи? Все эти вопросы в той или иной мере возникают на страницах романа, но окончательный выбор все же остается за читателем.

Маринина, А. Б. Шестерки умирают первыми : [роман] / А. Маринина. - Москва : ЭКСМО, 1997. - 348 с.

А. Маринина удачно использовала штамп о мыши в романе "Шестерки умирают первыми". Ее герои не идеальны. Каменская не моет окон, не готовит, курит и некрасива, но умна. И она профи.

Библиотекарь и (по совместительству) киллер Кира – красавица, но не очень умна. Поэтому шестерка в большой игре. Оказывается, профессиональные качества библиотекаря – настойчивость, умение сосредоточиться, привычка к монотонной работе – лучшие качества киллера. Но все-таки, как киллер Кира не профессионал. Потому что деньги не бывают первопричиной убийства. Как повод, как вторая причина – да, но не как причина первая.

Для библиотекаря Киры киллерство – это способ самоутвердиться. Или уход из внешней скуки (библиотека здесь постоянно ассоциируется со словом «скука») во внутреннюю жизнь, где азарт, игра, опасность. Но все в рамках жанра, все довольно органично – виноват тот, на кого не подумаешь.

Более чем удачное использование штампа о библиотекаре как мыши.
Толстая, Н.Н. Двое : разное / Н.Н. Толстая, Т.Н. Толстая. - Москва : Подкова, 2001. - 480 с. -  ISBN 5-89517-148-1.
 
«Светлана работала библиографом в центральной библиотеке, сидела в углу за столиком. До этого три года оттрубила в новых поступлениях.

Дальнозоркий взгляд читателя, оторвавшегося от ученых записок, блуждая по стеллажам, натыкался на Светлану, но не задерживался на ней. Худенькая, бесцветная, незамужняя». Да, к сожалению, нет ничего более вечного, чем общественные стереотипы.

Но здесь же нам демонстрируется совершенно другой психотип профессии библиотекарь: активист, борец за собственное место под солнцем, что не типично для женщины. Да-да, на сцене появляется библиотекарь – мужчина. Знакомьтесь – зав. МБА Долинский, «баллотируется в местное самоуправление...»
Улицкая , Л. Е. Сонечка : [повести и рассказы] / Л. Улицкая. - Москва : Эксмо, 2006. - 413 с.

Чтение этой повести вызывает двоякое ощущение.  Одни считают, что «Сонечка» – это гимн профессии библиотекаря, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» – наша честь и слава. «Сонечка» – это главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

Действительно, Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.

... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...Что это было – полное непонимание игры, заложенной в любом художестве, отсутствие воображения, приводящее к разрушению границы между вымышленным и реальным, или, напротив, столь самозабвенный уход в область фантастического, что все, остающееся вне его пределов, теряло смысл и содержание?...»

Однако прочитав повесть не каждая из библиотекарей, согласится считать Сонечку идеальным образцом этой профессии.
Елизаров, М. Библиотекарь : [роман] / М. Елизаров. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2007. - 443 с.

http://www.bookin.org.ru/book/1884046.jpgЛитературная премия «Русский Букер» за лучший роман 2008 года.  «Библиотекарь» – четвертая и самая большая по объему книга блестящего дебютанта 1990-х. Это, по сути, первый большой постсоветский роман, реакция поколения 30-летних на тот мир, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, южнорусская сказка о потерянном времени, ложной ностальгии и варварском настоящем.

Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д.А. Громова. Громов – обыкновенный писатель второго или третьего ряда, чьи романы о трудовых буднях колхозников и подвиге нарвской заставы, казалось, давно канули в Лету, вместе со страной их породившей. Но, как выяснилось, не навсегда. Для тех, кто смог соблюсти при чтении правила Тщания и Непрерывности, открылось, что это не просто макулатура, но книги Памяти, Власти, Терпения, Ярости, Силы и – самая редкая – Смысла…

Вокруг книг разворачивается целая реальность, иногда напоминающая остросюжетный триллер, иногда боевик, иногда конспирологический роман, но главное – в размытых контурах этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки. Для других – этот мир, наполовину собранный из реальных фактов недалекого, но безвозвратно ушедшего времени.

Еще в рукописи роман вошел в лонг-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга».
Литвинова, А. В. Одноклассники smerti : [роман] / Анна и Сергей Литвиновы. - Москва: Эксмо, 2008. - 346 с. : ил. - (Две звезды российского детектива).

Читатели вновь встретятся с полюбившимися героями Литвиновых - журналистом Дмитрием Полуяновым и его невестой Надей Митрофановой. Они оказываются в эпицентре таинственных событий.

Надя - девушка милая, но очень правильная и предсказуемая. Да и чем может удивить скромная библиотекарша? Поэтому, когда погибла бывшая одноклассница Нади, Дима не сомневался: это случайность. Непонятно только, почему невеста нервничает и умоляет, чтобы он расследовал смерть девушки.

На первый взгляд, никаких загадок нет: обычное бытовое убийство. Но Надя настаивает на расследовании. Заинтригованный Полуянов берется за это дело и очень скоро узнает: оказывается, тихоня Надежда в прошлом вела жизнь, весьма далекую от нынешней образцовой. И нажила себе могущественных врагов - настолько серьезных, что даже сейчас, спустя десять лет, ее жизнь в опасности...
Майрон, В. Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь мир /  В. Майрон ; пер. с англ. И.Е. Полоцка. – Москва : ЗАО Центрполиграф, 2011. – 255 с.

 обложка книги «Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь мир»Герой этой книги – реально существовавший рыжий кот по кличке Дьюи, который в 1988—2006 годах жил в публичной библиотеке маленького города Спенсер, в штате Айова, США.

Книга представляет собой воспоминания его хозяйки Вики Майрон. Она работала в библиотеке Спенсера 25 лет, из них 20 была директором библиотеки и все это время вместе с ней был кот Дьюи - главный обитатель библиотечного здания, почетный сотрудник, талисман и всеобщий любимец.

Итак, какие переживания может вынести животное? Сколько жизней у кошки? Как получилось, что несчастный котенок-подкидыш сделал маленькую библиотеку местом встречи окрестных жителей и центром притяжения для туристов, а провинциальный американский городок — известным во всем мире? В самом ли деле мы спасаем бесприютных животных, принимая в свой дом, или, наоборот, эти бессловесные существа становятся для нас опорой в преодолении житейских невзгод и трудностей? Об этом и многом другом в потрясающей книге Вики Майрон, которая сумела тронуть душу миллионов читателей во всех уголках планеты.

Майрон, В. Девять жизней Дьюи. Наследники кота из библио­теки, который потряс весь мир /  В. Майрон ; пер. с англ. Л.А. Игоревского.  - Москва : ЗАО Центрполиграф, 2011. - 350 с.

 обложка книги «Девять жизней Дьюи. Наследники кота из библиотеки, который потряс весь мир»Трогательная история о рыжем коте из библиотеки городка Спенсер, описанная в книге Вики Майрон «Дьюи», вызвала миллионы восторженных отзывов. Читатели так прониклись атмосферой душевного тепла, которое дарил людям Дьюи, что вдохновили Вики Майрон написать продолжение.

В новой книге – девять историй о котах, которые объединили людей, подарили им надежду и помогли справиться с жизненными трудностями, научили радоваться, любить и сострадать.  Две истории посвящены всемирно известному Дьюи. Книга заставляет смеяться, плакать и удивляться, каким волшебным образом пушистые любимцы преображают нашу жизнь.

Категория: Библиотекари и библиотеки мира | Просмотров: 1535 | Добавил: elena | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]