Очень часто выбранная профессия во многом определяет ценности, нормы, правила и образ жизни человека.
Профессия библиотекарь — уникальная профессия, существовавшая ещё испокон веков.
Как бы далеко не шагнул технический прогресс, но ни одна современная модифицированная
программа не может заменить столь привычного специалиста в области
художественной, научно-популярной и специальной литературы.
Советы начинающему библиотекарю:- Пройдитесь по библиотекам! Внимательно понаблюдайте за
коллегами. Чем больше библиотек вы сможете увидеть, тем точнее будет Ваше
представление о труде библиотекаря.
- Разговаривайте с читателями! Оказывается, читатели много знают и многое понимают,
но не часто спрашивают.
- Придется заняться самообразованием! Многие читатели превосходят Вас в начитанности, образованности.
- Надо много читать, запоминать, выработать у себя особые
профессиональные навыки. Помните не
только "что", но "кто" и "где", в каком
журнале, альманахе, сборнике, кто автор.
- Осваивайте профессиональную терминологию. Рано или поздно
возникнет потребность в освоении тонкостей библиографии или каталогизации.
- Надо стремиться получить специальное образование. Если нет
возможности закончить институт культуры, то не в меньшей степени помогут курсы
повышения квалификации, а также наши специальные заседания (лицей, День
библиографа, День работников обслуживания, ШПМ и т.д.).
Источник: из статьи Сукиасян Э. Если работа по душе // Библиотека. -2001. -№10.
-С. 79-80 Речь как инструмент профессии:
- Библиотекарь должен употреблять грамматически правильные
обороты речи. Нарушение языковых норм, неправильное произношение слов вызывают
негативное отношение к собеседнику.
- Быстрая, многословная речь создает впечатление неуверенности
в себе. Слишком медленная - наводит на мысль о недостатке деловых качеств.
При индивидуальной беседе с читателями приемлем только
спокойный, доброжелательный тон, проникновенные интонации. Употребляются простые,
общепринятые слова, не допускаются сокращения (ЦБС, СБА). - Во время проведения массовых мероприятий тембр голоса
повышается. Речь библиотекаря должна быть спокойная, размеренная.
- Умение правильно отказать. Необходимо избегать категоричных
утверждений типа: "Нет! Эту книгу мы Вам выдать не можем!".
- Большое значение имеют невербальные средства общения: жесты,
улыбка, взгляд, мимика, поза! Ими передается отношение к человеку: внимание,
уважение, интерес.
- В
искусстве проведения беседы одинаково важны: умение логически выстроить
содержание речи, выслушивать собеседника, найти место улыбке, мимике,
жестам.
Источник: из статьи Алтухова Г. Речь как инструмент профессии // Библиотека. -2000. -№5. -С. 65-57
Что поможет общению...
Главное в профессии библиотекаря
— непосредственное общение с людьми, а принцип, положенный в основу
этого общения - постоянное внимание к их интересам, стремление наиболее
полно удовлетворить читательские запросы.
Восточная
мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они
чувствуют». Этика общения предписывает библиотекарю, во-первых, слышать
не себя, а собеседника, во-вторых, демонстрировать готовность понять и
выполнить просьбу читателя, в-третьих, сохранять спокойный,
доброжелательный тон, даже если читатель позволит себе какие-либо
нарушения этикета.
Основная цель общения между людьми
— достигнуть взаимопонимания. Но это непросто. Почему с одними людьми
нам легко общаться, а с другими — намного сложнее? Отчего с кем-то мы
ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить
взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки
соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить
их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником.
Искусство общения
В
искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы
говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при
этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и
конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто оказывается
единственным выходом из конфликтной ситуации. Но правда должна
высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с
целью возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.
Так что же такое культура общения?
Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с
уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек
владеет культурой общения.
Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми: - Общение на равных, без грубости и подобострастия.
- Уважение личного мнения собеседника.
- Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
- Общение на уровне просьб, а не приказов.
- Поиск компромиссных решений.
- Умение ценить решение другого.
- Умение принимать опыт других.
Если
человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую
интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому
обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует помнить, что
другой человек — не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его
глазами, особенно в конфликтных ситуациях.
Существует несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с «неудобным собеседником», которые надо знать:
Используйте «язык-Я».
Начиная фразу со слов: «С моей точки зрения…» или «То, как я это
вижу…», вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете
лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.
Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас
выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения.
Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому.
Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток
захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как
много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.
Предложите собеседнику изменить манеру поведения.
Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для
того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите
его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако
помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.
Если
в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо
объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его
реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания,
используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не
забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного…
Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом
слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и
эмоций, чем общение типа действие—противодействие, поскольку такой
разговор вообще не дает никакого результата.
Источник: http://bibliorelax.blogspot.ru/search?updated-max=2011-04-11T08:32:00%2B04:00&max-results=7&start=301&by-date=false |