16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 2
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Имена России

"Народный педагог"
02.09.2023, 10:21
"Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда".
В. А. Сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – педагог-новатор Советского периода с украинскими корнями, создатель своей собственной обучающей системы. Член-корреспондент Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда, заслуженный учитель.

Всю жизнь проработал в школе, написал 50 монографий, около 30 книг, свыше 1500 сказок для детей, около 600 статей о воспитании и обучении подростков. Тем самым оказал огромное влияние на развитие отечественной педагогики. Его система формирования, воспитания и развития личности ребенка была основана с заботой о сохранении, восстановлении и укреплении здоровья каждого обучающегося.

http://solbiblfil2.ucoz.ru/_ld/15/44919747.jpg

7 принципов воспитания Василия Сухомлинского

1. Научить жить. Главная проблема молодых родителей, о которой он говорил и которая актуальна по сей день – неумение жить семьей и преодолевать кризисы. Уже в школе старшеклассников нужно образовывать в плане взаимоотношений: каким образом проявлять свою любовь к близким, обучать находить компромиссы. Мало того, этому должны обучать родители еще с самого рождения.

2. Быть настоящим отцом. По мнению В. Сухомлинского, отцу следует непрерывно заниматься самовоспитанием. Это один из самых великих способов влияния на детей. Ребенку нужен пример, на который он сможет ориентироваться в своем становлении. Нужно развивать в себе те качества, которых не хватает для полноценной жизни, неустанно трудиться и совершенствоваться. Взаимодействие с ребенком не допускает лени и невежества.

3. Быть талантливым родителем. Дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Сухомлинский объясняет, что для настоящего воспитания родителям достаточно лишь быть рядом и показывать своим примером, как вести себя в той или иной ситуации. Не стоит забывать, что ребенок зачастую видит происходящее вокруг не так, как взрослый человек. Он может идеализировать некоторые моменты, или же наоборот утрировать – поэтому необходимо разъяснять нужные аспекты. Когда возникает какая-либо неоднозначная ситуация – иногда лучше просто порассуждать о возможных вариантах поведения, а не впадать в реакции и крайности.

4. Быть мудрым учителем. Самая большая ошибка учителей – постоянно констатировать неуспех ученика. Сухомлинский говорит о том, что следует помнить об особенностях и способностях каждого. Задача школы – развить их в ребенке как можно больше. Большое внимание Сухомлинский уделяет популярному в обществе стремлению людей выставлять чужие ошибки напоказ. Это публичное унижение. Учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником. «Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния». Поэтому, совершенно не разумно упрекать кого-либо, в особенности ребенка, в его «неудачах». Ведь любая подобная «неудача» – это опыт, который можно обернуть в один из уроков жизни для ребенка.

5.Воспитывать без наказаний. Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Наказания не должны пагубно сказаться на сознании ребенка, если они и существуют, то должны быть тщательно продуманы и проанализированы. Родителям необходимо понимать тонкую грань, где заканчивается предел их власти, и начинаются личные дела ребенка, связанные с играми, дружбой. У каждого ребенка есть свои увлечения, и здесь главное не навязывать то, что вы «когда-то упустили». Ребенок должен научиться самостоятельности, а для этого должна быть та деятельность, то увлечение, в котором он хочет разбираться.

6. Развивать любознательность. Учите ребенка наблюдать, находить причинно-следственные связи. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения. В наше время можно видеть, как много мы упускаем по причине нашей невнимательности. Примером могут быть даже взаимоотношения между людьми. Само по себе удержание во внимании какого-то предмета или действия – уже влияет на работу нашего мозга, так как в этот момент нам необходимо воспроизводить усилие в своем сознании. Для того чтобы обучить этому ребенка, необходимо сначала самим осознать важность данного момента. А в первую очередь любознательность должна быть по отношению к самому себе, у человека должно быть естественное желание изучать себя.

7. Уметь делать домашние задания быстро. В. Сухомлинский писал о важности всегда делать уроки в одно и то же время, так как это приучает к усидчивости и самостоятельности. Важно, чтобы ребенок делал задание не в компании, так как совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему. Важно следить за организацией учебного времени и те уроки, которые заданы были сегодня, нужно делать в этот же день – это способствует повышению качества учебы, и ребенок меньше от нее устает. Методы воспитания В. Сухомлинского позволяют ребенку не потерять свою суть, свою изначальную природу, способности, данность и в то же время приучить и воспитать в нем дисциплину в действиях и мыслях.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Источник:
https://www.nbrkomi.ru/str/id/83/3569/

Сочинения:
  • Избранные педагогические сочинения в 3-х т. / В. А. Сухомлинский ; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль ; редколлегия: Н. П. Кузин (гл. ред.) [и др.] ; предисловие Н. П. Кузина, А. Г. Дзеверина ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1979-1981. 
  • Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. - Москва : Педагогика, 1989. - 286 с. - (Б-ка учителя. Пед. наследие).
  • Книга о любви / В. А. Сухомлинский. - Москва : Молодая гвардия, 1983. - 191 с.
  • Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с.
  • Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский ; сост. А. И. Сухомлинская. - Москва : Молодая гвардия, 1988. - 304 с. - (Библиотека для родителей).
  • Не только разумом, но и сердцем... / В. А. Сухомлинский. - Москва : Молодая гвардия, 1990. - 139 с. - (Библиотека пионерского вожатого).
  • О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва : Политиздат, 1988. - 270 с.
  • Павлышская средняя школа : обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1979. - 396 с. 
  • Письма к сыну : кн. для учащихся / В. А. Сухомлинский. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1987. - 128 с.
  • Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский. - Москва : Сов. Россия, 1978. - 96 с. - (Человек среди людей). 
  • Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1982. - 206 с.
  • Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - СПб. : Питер, 2017. - 208 с. : ил. - (Родителям о детях).
  • Рождение гражданина / В. Сухомлинский ; перевод с укр. . - Москва : Мол. гвардия, 1979. - 335 с.
  • Сердце отдаю детям / В. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа, 1969. - 247 с.
  • Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская ; пер. с укр. Е. Ершовой [и др.]. - Москва : Педагогика, 1990. - 303 с.
  • Школа и природа / В. А. Сухомлинский // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 28-37.
Книги о В. А. Сухомлинском:
  • Борисовский, А. М. В. А. Сухомлинский : кн. для учащихся / А. М. Борисовский. - Москва : Просвещение, 1985. - 127 с. - (Люди науки).
  • ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ : Детей покоряет влюбленность учителя
    в знание : мысли выдающегося педагога-фронтовика очень актуальны
    для сегодняшней школы / ведущая рубрики О. Чагадаева, кандидат ист. наук // Родина. - 2021. - № 5 (май). - С. 10-13. - (Открытый урок Родины).
  • Сметанин, А. М. Читайте Сухомлинского : Сердце отданное детям / А. М. Сметанин. - Курган : Типография "Дамми", 2019. - 259 с. 
  • Тартаковский, Б. С. Повесть об учителе Сухомлинском / Б. С. Тартаковский ; вступ. статья заслуж. учителя УССР, канд. пед. наук Е. С. Березняка. - Москва : Мол. гвардия, 1972. - 271 с. : ил.
Статьи из периодической печати:
  • Богатырева, Н. Василий Сухомлинский: «Шлифуй в себе человечность» / Н. Богатырева // Читаем вместе. - 2014. - № 7. - С. 38.
  • Князев, Е. Педагогическое жизнечувствие Василия Сухомлинского / Е. Князев // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 9. - С. 84-90.
  • Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский и его время / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 1. - С. 65-74.
  • Мухин, М. И. Организационные основы и содержание работы Павлышской школы Сухомлинского / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 2. - С. 63-73.
  • Мухин, М. И. Одухотворение В. А. Сухомлинским педагогической формулы «Учить детей учиться» / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 3. - С. 62-71.
  • Мухин, М. И. Успех учения, по Сухомлинскому, в радости познания / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 4. - С. 67-75.
  • Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский о нравственности как системообразующем факторе воспитания / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 5. - С. 60-68.
  • Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский: через восприятие и творение красоты к человечности / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 6. - С. 63-70.
  • Мухин, М. И. Труд, трудовое воспитание - основа педагогики В. А. Сухомлинского / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 7. - С. 57-65.
  • Мухин, М. И. Педагогика настоящего и будущего / М. И. Мухин // Воспитание школьников. - 2018. - № 8. - С. 60-71.
  • Сахаров, В. А. Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / В. А. Сахаров // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 84-89.
  • Чагадаева, О. Василий Сухомлинский : «Детей покоряет влюбленность учителя в знание» : мысли выдающегося педагога-фронтовика очень актуальны для сегодняшней школы / О. Чагадаева // Родина. - 2021. - № 5. - С. 10-13.
Категория: Имена России | Добавил: elena
Просмотров: 194 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]