В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту (1837-1909) принадлежит особое место.
Ему
удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в
которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста.
Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы
«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»
состоит в том, что основной задачей школы является образование человека,
его формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать
выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его
действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в
жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда
образуется человек».
В основе педагогической системы П.Ф.
Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития
личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не
только физического, но и интеллектуального, нравственного и
эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал
важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и
физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы
умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим
правильный ход развития в тех органах, которые останутся без
упражнения».
Так же, как и И.М. Сеченов, он считал, что движения,
физические упражнения являются средством развития познавательных
возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла
существовать без физического образования; физические упражнения должны
быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными
занятиями. Используя при этом термин «образование», Лесгафт понимал его
шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у него – это
воспитание, формирование личности человека, а физическое образование –
целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как
естественных, так и специально подобранных движений, физических
упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся
напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений
человека.
Учебно-воспитательный процесс физического воспитания
П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как
часть созданной им общей теории физического образования. Он считал
важной целью физического образования умение сознательно управлять своими
движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток
времени сознательно производить наибольшую работу или действовать
изящно и энергично».
Говоря о единстве духовного и физического
развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно
лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности
напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей
каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и
его значение» он уделил особое внимание психологической и
анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13
до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье
по настоящее время.
Интересна его характеристика шести типов
представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко
забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые необходимо
учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении
подростков руководителями самодеятельных занятий.
Повышенные требования П.Ф. Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных
раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не
нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты. Особенно осуждал
алкогольные напитки.
Большое внимание Лесгафт обращал на
содержание физического образования, на использование упражнений и игр
как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем
основным группам:
1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний; 2)
упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с
палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров,прыжках,
борьбе, лазании, удержании равновесия; 3) упражнения, связанные с
изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном
темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;
4)
систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания,
бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.
Источник: https://vk.com/wall-25800400_1377
Сочинения: - Лесгафт, П. Ф.
Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф.
Лесгафт. - Москва : Педагогика, 1991. - 176
с. - (Б-ка учителя и воспитателя : Страницы истории педагогической мысли). *
|