19 июля 1893 года родился известнейший представитель Серебряного века отечественной поэзии - Владимир Маяковский (1893-1930).
Ещё
в юности он примыкает к РСДРП, чтобы заняться революционной борьбой,
однако, ненадолго. За свою жизнь Маяковский неоднократно подвергался арестам, что, по иронии судьбы, и побудило его писать стихи.
Первое
опубликованное стихотворение «Ночь» появилось в 1912 году в
футуристическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу». Там оно
соседствовало со стихами на тот момент уже известных футуристов Велимира
Хлебникова, Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского.
Кроме
поэзии Маяковский занимался не только драматургией и режиссурой, но и
проявил себя в рекламной деятельности, а точнее стал её пионером. Именно
он совместными усилиями с фотографом и художником Александром Родченко
создал серию рекламных плакатов для Моссельпрома, ГУМа и многих других.
Классик очень любил кинематограф и оставил в нем заметный след, причем не только как автор литературной основы экранных проектов, но и как актер...
Дебютом
в качестве лицедея стал для Маяковского немой фильм «Драма в кабаре
футуристов № 13» (1914), считающийся утраченным. Сохранилось описание
нехитрого сюжета: поэты-футуристы, разукрасив себе лица, идут на
вечеринку, которая заканчивается убийством. Наш герой предстает в финале
в образе то ли Дьявола, то ли самой Смерти. Пик кинокарьеры
Владимира Владимировича приходится на 1918 год, в котором он приложил
руку к трем картинам. Самая известная — это драма «Барышня и хулиган»,
где обыгрывается история в духе «красавицы и чудовища». Маяковский
исполнил роль хулигана, выступил со-режиссером (с Евгением Славинским) и
написал сценарий (по повести Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих»).
Кроме того, упомянем частично сохранившуюся ленту Никандра Туркина
«Закованная фильмой» - там поэт изображает Художника, встречи коего с
различными персонажами несут тот или иной аллегорический смысл. И был
еще ныне утерянный опус «Не для денег родившийся» по мотивам романа
Джека Лондона «Мартин Иден». Маяковский сыграл в нем главную роль. Увы,
Владимир Владимирович был недоволен своей игрой и тем, как его идеи
искажаются при переложении на язык кино, и более в звезды синема не
рвался.
При жизни поэт принял
участие в создании еще нескольких фильмов, но уже только как сценарист.
Мы видим его фамилию в титрах короткометражки Абрама Роома «Евреи на
земле» (1927) про крестьян-иудеев, освобожденных от гнета царизма. И в
титрах драмы Сергея Юткевича «Кружева» (1928) о жизни рабочей молодежи. И
комедии Александра Соловьева «Трое» (1928), сюжет которой сталкивает
сына буржуя, беспризорника и пионера. Самое же значительное
произведение того периода — комедия Александры Смирновой-Искандер и
Алексея Смирнова «Декабрюхов и Октябрюхов» (1928), в сатирическом ключе
показывающего разницу между теми, кто сбежал от Революции за границу, и
теми, кто остался строить новую Россию. Маяковский написал сценарий
картины к 10-летнему юбилею Октября. После смерти поэта его
творчество было надолго забыто кинематографистами. Анимационные
адаптации его стихов - «Блэк энд уайт» (1932) и «Кем быть» (1948) — не в
счет. Вспомнили о наследии литератора как потенциальной основе для
экранизаций при Хрущеве. Первой ласточкой стала драма Константина
Пипинашвили «Маяковский начинался так...», снятая по автобиографической
повести нашего героя «Я сам». Главную роль сыграл Родам Челидзе. Дальше
— больше. В 1962-м выходит в свет часовой кукольный мультфильм Анатолия
Карановича и Сергея Юткевича «Баня» по одноименной
фантастико-сатирической пьесе Маяковского, высмеивающей бюрократизм. В
том же году выпущен мультфильм Иосифа Боярского и Ивана Иванова-Вано по
футуристической поэме «Летающий пролетарий». В
1968 году впервые творчество поэта заметили кинематографисты западной
страны. Отличились финны, перенесшие на экран пьесу «Клоп» про
обывателя, которого разморозили в далеком будущем и определили в зоопарк
как вымирающий вид. Необычный проект появился в 1970-м, когда
Аполлинарий Дудко и Константин Боярский сняли ремейк «Барышни и
хулигана» - в формате фильма-балета. Еще одной нестандартной работой
стала комедия Анатолия Карановича и Сергея Юткевича «Маяковский смеется»
(1976) - синтез анимации и игрового кино по пьесе «Клоп» и забытому
сценарию классика «Позабудь про камин». Но после мультфильмов 1977 года
«Вперед, время!» и «Тебе — атакующий класс!» отечественные киношники
СССР потеряли к текстам классика всякий интерес. Тем не менее, стоит
отметить: если поэт и недобрал очков как сценарист, он преуспел как
персонаж. Так, Владимир Владимирович появляется в кадре таких лент и
сериалов, как «Дежа вю» (1989), «Мсье Робина» (1994), «Доктор Живаго»
(2002), «Грехи отцов» (2004), «Смерть Таирова» (2004), «Есенин» (2005),
«Маяковский. Два дня» (2012), «Временщик» (2014), «ВМаяковский» (2017),
«Подкидыш» (2019) и «Карамора» (2022). Как бы ни была
трагична судьба В. Маяковского, в истории всемирной литературы трудно найти пример
такого удивительного соответствия между потребностями эпохи и личностью
поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того
времени, когда он жил и творил. "Поэт в
России больше, чем поэт"
Источник: https://vk.com/wall-156568278_6687
https://vk.com/wall161865378_27936
Литература: Проч. лит.: -
В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы : Анализ текста. Сочинения / авт.-сост. Л. Д. Страхова. - 3. изд., стер. -
Москва : Дрофа, 2001. - 160 с. - (Школьная
программа). *
- Карпов, А. С. Маяковский - лирик : кн. для учителя / А. С. Карпов. - Москва : Просвещение, 1988. - 143 с. *
- Машбиц-Веров, И. М.
Поэма В. В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин". Комментарий : пособие для учителя / И. М. Машбиц-Веров. - Москва :
Просвещение, 1974. - 128 с. *
- Тренин, В. В. В мастерской стиха Маяковского / В. В. Тренин. - Москва : Советский писатель, 1991. - 240 с. *
- Субботин, А. С. Маяковский : Сквозь призму жанра : Монография / А. С. Субботин. - Москва : Советский писатель, 1986. - 352 с. *
- Харджиев, Н. Поэтическая культура Маяковского / Н. Харджиев, В. Тренин. - Москва : Искусство, 1970. - 328 с.
-
Я земной шар чуть не весь обошел... : сборник / сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. - Москва :
Современник, 1988. - 558 с. *
Худ. лит: - Кальма, Н. Большие шаги : повесть [о Маяковском] / Н. Кальма ; оформление М. Сунцова. - Москва : Мол. гвардия, 1974. - 208 с. : ил. *
|