16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 3
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Хобби

Из истории настольных игр
12.02.2023, 20:30
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе или в руках играющих.  Чаще всего они рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например "Пазлы".

ПАЗЛЫ

Около 1760 года лондонский картограф, гравер и издатель Джон Спилсбери придумал оригинальное учебное пособие по географии. Спилсбери наклеил изготовленную им бумажную карту на тонкую доску, которую затем распилил на куски лобзиком по линиям государственных границ. Собирая карту из фрагментов, дети запоминали названия и расположение стран и городов. Изобретение Спилсбери сразу стало пользоваться спросом, такие карты покупала у него для своих воспитанников даже леди Шарлотта Финч, гувернантка королевских детей.

Вплоть до 1820 года пазлы оставались школьным пособием.

К началу XX века пазлы стали делать не только для обучения, но и для развлечения. Стали появляться изображения животных, рождественские открытки, известные картины. Причём уже не только для детей, но и для взрослых.

В наши дни собирание картинок из многочисленных фрагментов это прежде всего популярный вид досуга как для детей так и для взрослых, хотя учебные пособия в виде пазлов все еще существуют. В США, например, в некоторых школах ученики до сих пор изучают географию своей страны по пазлам: складывая вместе штаты, они получают карту страны. Психологи считают, что собирание пазлов развивает образное и логическое мышление, а медики рекомендуют эту забаву для профилактики болезни Альцгеймера.

ДОМИНО

Сейчас редко можно заметить людей, играющих в домино, а ещё совсем недавно в каждом дворе сидела группа мужчин, увлеченно «забивающих козла». В узком семейном кругу или в дружеской компании за этой игрой также не редко проводили время.

Известно, что большим поклонником игры был Леонид Ильич Брежнев. Нехитрые правила позволяли без труда научить такой игре даже ребенка, но она не так уж проста, как кажется на первый взгляд. Игра развивает память, стимулирует тренировку стратегического мышления и способствует социальному общению.

Предком этой игры считают игральные кости, которые родом из Индии. Легенда гласит, что соединить две кости в одну придумали в Китае в III веке н.э.: полководец Чжугэ Лян предложил такую игру часовым, чтобы те не спали на посту. По другой версии придумал ее простой солдат Хун Мин в то же время. Вначале игра имела всего двадцать одну комбинацию. Знакомые нам двадцать восемь (благодаря использованию пустых полей) были предложены значительно позже. По одним версиям в том же Китае в начале XII века, по другим версиям уже в Европе в XVIII веке. А вернее всего все происходило по своим правилам в каждой части света.

Если еще немного задержаться на Китае, то там кости-домино применяли еще и для гаданий и различных обрядов. Эта традиция распространилась на Индию и Корею, где с их помощью предсказывают будущее и в наши дни. А вот правила игры в домино в китайской версии существенно сложнее знакомых нам и больше напоминают покер. Вариаций игры было около пятидесяти.

Предположительно из Китая в Европу игра попала благодаря Марко Поло в самом конце XIII века. Европейцам китайские правила показались слишком сложными, и они упростили правила до современного варианта. Особенно полюбилась игра итальянцам и французам, а так как в те времена моду задавала именно Франция, то игра быстро разошлась по миру. Позже стали придумывать новые правила, меняли даже форму костяшек. Сохранились вытянутые, треугольные, квадратные и даже изогнутые варианты.

Некоторые утверждают, что название происходит от одноименного наименования маскарадного костюма. Более распространена версия, что имя игре пошло от первого слова фразы: «Domine miserere nobis», в переводе «Господи, помилуй нас!». Монахам запрещались азартные игры и поэтому перед каждой игрой они просили прощения у Бога, за свою маленькую слабость. Другой вариант, также относящийся к монахам «Domino gracias», что переводится «Спасибо, Господи!», произносил по традиции игрок, выставлявший первую игральную кость.

Есть еще одна версия. Итальянское слово «domino» и латинское «dominus» переводятся как «господин». Так называли по правилам того, кто первым сбросит все кости. Точно уже никто не сможет установить, но каждая из вышеуказанных версий имеет право на жизнь.

Кроме классической игры, у многих слово домино ассоциируется с принципом каскадного падения костяшек. В Нидерландах с 1998 по 2009 годы даже отмечали специальный праздник «День домино», где постоянно устанавливали новые рекорды (последним максимумом стал набор из 4,8 млн костей). Подготовку начинали за несколько месяцев, так как выстроить необходимо было миллионы костей разного цвета, чтобы во время праздника они, падая, создали завораживающее шоу и фантастические картины в конце.

В 2005 году имела место курьезная ситуация: случайно оказавшийся в помещении воробей запустил процесс падения домино, после чего его застрелил охранник. Возмущенные защитники природы даже подали на него в суд, который оценил жизнь воробушка в 200 евро.

МОНОПОЛИЯ

Создатель «Монополии», безработный Чарлз Дэрроу, получил на нее патент 31 декабря 1935 года, в разгар Великой депрессии. Тогда люди стали экономить на «одноразовых» развлечениях — походах в кино, рестораны и клубы — и с удовольствием покупали игру, за которой можно проводить досуг дома. К тому же в период повальной безработицы и финансовых тревог многие нуждались в эмоциональной поддержке родных и близких, и динамичная забава, способная увлечь всю семью, оказалась очень кстати. Плюс, что хотя бы на картонном поле каждый получал шанс реализовать «американскую мечту» об успехе и богатстве, а в случае проигрыша легко начать все заново. «Монополия» стала чем-то вроде всенародной психотерапии в тяжелое время.
«Монополия» и в наши дни одна из самых продаваемых настольных игр в мире.

КАРТЫ

Где и когда появились карты и карточные игры, не знает никто. Самые первые упоминания о картах датируются XII веком и связываются со странами Азии. Упоминается Китай, где играли в карты какими-то продолговатыми полосками, Индия, где карты были круглыми (!), и Корея. По другим данным карты, якобы, существовали в Китае ещё в VIII веке, когда были изобретены какие-то игры с палочками, которые впоследствии заменили предшественниками современных карт — полосками бумаги с нанесёнными на них символами. Существует ещё одна версия, согласно которой карты появились в Древнем Египте.

Достоверно известно, что в Европу карты попали уже к 1367 году. Точнее, появились они в Европе, видимо, до этого, а к 1367 году получили достаточно широкое распространение, поскольку именно в этому году в городе Берне карточные игры были запрещены. Об истории карточных игр в России также известно немногое. Карты проникли в нашу страну где-то в середине прошлого тысячелетия, а в 1817 году в Санкт-Петербурге на Императорской карточной фабрике было налажено промышленное производство.

Карточные игры обычно подразделяют на коммерческие и азартные. К коммерческим относят игры, требующие более-менее значительных интеллектуальных усилий от игроков («бридж», «преферанс», «вист» и др.), а к азартным — игры, где определяющую роль играет случай («блекджек», «бура»). Существуют и другие классификации карточных игр, например, выделяют игры на сбрасывание карт («ведьма»), игры на отбой («дурак»), игры на набор взяток («бриск»), игры на набор очков на взятках («тысяча»), игры на старшинство комбинаций («покер»).

Всё это — так называемые традиционные карточные игры, известные, пожалуй, каждому. Ведь в «дурака», «ведьму» и «пьяницу» играет у нас буквально вся страна (любопытно, почему самые популярные игры у нас носят исключительно негативные названия?). Но нас, конечно же, больше интересуют другие карточные игры — настольные.

Собственно к настольным играм (называемым иногда ещё настольно-печатными играми) в России относят и традиционные игры с полями, фишками и карточками, которые обозначаются на западе термином Board Games (дословно — «игры с полем»), и игры, состоящие целиком из карт — Card Games (карточные игры). Правда, в последнее время термины «настольная игра» и «настольная карточная игра» можно всё чаще встретить и у нас.

Среди настольных карточных игр можно также выделить несколько разновидностей. Это коллекционные карточные игры, живые карточные игры, обычные настольные карточные игры, карточные игры на строительство колоды и карточные игры, в которых карты заменяют фигурки.

Коллекционные карточные игры

Коллекционные карточные игры (Collectible Card Games или ККИ) — это, наверное, самый известный подвид карточных игр. Названия самых успешных и популярных у нас в стране ККИ-шек — Magic: The Gathering и «Берсерк» — знакомы очень и очень многим. И это лишь верхушка айсберга, потому как коллекционных игр очень и очень много.

История ККИ зародилась в Соединённых Штатах Америки и уходит корнями в XIX век. В то время в США появилось новое хобби, ставшее впоследствии традиционным, — коллекционирование бейсбольных карточек. Карточки представляли собой кусочек картона размером со стандартную игральную карту с фотографией одного из известных бейсболистов, сопровождающуюся небольшим текстом о нём. Главная особенность заключалась в методах распространения карточек — их запаковывали в непрозрачные пакетики в небольших количествах и продавали в таком виде. Покупателю оставалось только вскрыть пакет и узнать, какие ему достались карточки. Однако тут была одна хитрость — некоторых карт было напечатано больше, а некоторых — меньше. Соответственно, какие-то карточки считались более ценными из-за своей редкости, какие-то — менее ценными, поскольку их было очень много. Эти карточки собирали, ими обменивались, их продавали и за ними охотились. В 1904 году компания Allegheny Card Company выпустила специальный набор из 112 бейсбольных карточек, в котором помимо карт были ещё и правила для игры с ними. Эта игра не стала известной и не приобрела популярности, но по сути это был прообраз современных ККИ. 

Заново история ККИ началась в 1993 году, когда малоизвестный математик Ричард Гарфилд придумал игру Magic: The Gathering, а небольшая компания его друга Питера Адкисона под названием Wizards of the Coast её издала. Magic: The Gathering (она же — «Магия») представляет собой карточную игру, в которой каждый игрок играет собственной колодой. Карты в колоде представляют собой территории, существ, события и заклинания. Игра построена на том, что игроки вводят в игру карты территорий, выполняющие роль ресурсов, а затем оплачивают ими розыгрыш остальных карт, в основном — существ и заклинаний. Цель игры заключается в том, чтобы победить соперника, атакуя его магией или своими существами.

Львиная доля привлекательности «Магии» заключается в том, что у каждого игрока имеется собственная колода карт, составляемая заранее. Фактически это позволяет играть в «Магию» ещё до встречи с соперником, подбирая себе карты, которые комбинируются друг с другом и позволяют реализовать ту или иную стратегию. Благодаря таланту разработчиков, MtG позволяет разыгрывать совершенно разные партии и, что очень важно, разнообразие карт всегда оставляет возможность устроить противнику сюрприз, разыграв карту или комбинацию карт, к которой он оказывается совершенно не готов.

Ну и, конечно же, свою роль сыграла модель распространения игры. Карты продавались в стартовых наборах, где был представлен определённый список карт, и в так называемых «бустерах» — непрозрачных пакетиках, содержащих по 15 случайных карт (точно также как за сто лет до этого распространялись бейсбольные карточки). Это решение оказалось выгодно как издателям, поднявшим таким образом продажи, так и игрокам. Любители «Магии» могли не только играть в игру, но и коллекционировать карты из определённого выпуска, обмениваться ими с друзьями, да и просто удовлетворять свою страсть к познанию неведомого, вскрывая всё новые и новые бустеры.

Успех игры был ошеломляющим. В течение шести недель было продано 2,5 миллиона карт, хотя издатели полагали, что этого тиража хватит на шесть месяцев. Сразу же после этого WotC напечатала ещё 7,5 миллионов карт, а Ричард Гарфилд тем временем разработал следующий набор карт, который был издан в конце 1993 года под названием Arabian Nights. С тех пор новые выпуски «Магии» выходят ежегодно, и каждый год появляется по 600-700 новых карт. Игра завоёвывает весь мир, по ней проводятся региональные турниры и мировые чемпионаты, Ричард Гарфилд приобретает всемирную известность, а Wizards of the Coast навсегда прощается со статусом «мелкого издателя».

Вслед за MtG на рынке появляются и другие коллекционные игры: Babylon-5, Yu-Gi-Oh!, Pokemon, Legend of the Five Rings, Naruto. ККИ были изданы даже по мотивам цикла «Песнь Льда и Пламени», книг о Гарри Поттере, произведений Говарда Лавкрафта и компьютерной игры Heroes of Might & Magic IV. Появились ККИ и в России: «Война», «Небожители», «Козябло», «Путь командора», и самая известная отечественная ККИ — «Берсерк». Увы, повторить успех «Магии» оказалось под силу немногим. Сегодня в нашей стране известностью пользуются World of Warcraft TCG, «Берсерк», и конечно же сама MtG.

Живые карточные игры

С течением времени традиционные методы распространения «Магии» подвергаются критике. Кто-то отказывается от игры, осознав, что прочно «подсел» на покупку новых и новых карт, кто-то понимает, что погоня за бустерами и редкими карточками требует слишком больших финансовых вложений, а кому-то просто надоело бесконечно выменивать карты у товарищей. Всё это привело к появлению в 2008 году нового вида игр, получившего название «живые карточные игры».

По сути ЖКИ представляет собой всё ту же коллекционную карточную игру с различными выпусками и наборами карт, но метод распространения карт в ЖКИ кардинально отличается от ККИ. В ЖКИ нет бустеров и нет случайного распределения карт. Приобретая набор ЖКИ, покупатель всегда знает, какие карты ему достанутся. Для игры достаточно приобрести базовый набор, в котором содержатся все карты базового выпуска. Затем по своему желанию можно приобрести дополнительный выпуск карт, в который также входят все карты этого выпуска. Понимаете? Больше нет случайности, никаких бустеров, никаких редких и ультра-редких карт.

Появлением термина «живая карточная игра» (Living Card Game) мы обязаны издательству Fantasy Flight Games, и пока что ЖКИ выпускает только FFG. На данный момент издано только три ЖКИ: A Game of Thrones, Call of Cthulhu и Warhammer: Invasion. И анонсирована ЖКИ по мотивам «Властелина колец».

Настольные карточные игры

Ну а теперь пришло время перейти к настольным играм с картами, тем самым, что за рубежом зовутся Card Games. История этих игр неотделима от общей истории настольных игр, берущёй своё начало в четвёртом тысячелетии до нашей эры, когда в Древнем Египте появилась игра «Сенет».

Точное появление настольных карточных игр неизвестно, так что одной из первых карточных игр мы будем считать ту самую игру с коллекционными бейсбольными карточками 1904 года (называлась она, кстати, Allegheny Game). Затем история настольных игр замерла чтобы возродиться вновь в 1996 году, когда спустя три года после взлёта MtG появилась игрушка Settlers of Catan, известная у нас в стране под названием «Колонизаторы». С тех пор настольные игры и настольные карточные игры в том числе переживают свой расцвет.

Сегодня таких игр великое множество. Существуют лёгкие игры для компании (Uno), быстрые игры дуэльных игроков (Blue Moon), сложные игрушки для нескольких участников (Caylus Magna Carta). Есть игры, практически не требующие освоения (No Thanks!), есть игры тяжёлые (Race for the Galaxy), словом, несть им числа. Отдельный вид карточных игр — игры, где карты фактически заменяют фишки или жетоны. Например, в той же ККИ «Берсерк» или в «Чёрном принце» вместо карт могли бы использоваться миниатюрки. Бывают игры, где из карт фактически формируется игровое поле (Dungeoneer, Meuterer).

Можно провести следующую классификацию настольных карточных игр: оригинальные и производные. Оригинальные — это все карточные игры, которые были задуманы и созданы именно как карточные игры (Saboteur). Производные — это карточные версии традиционных настольных игр (Board Games), как, например, San Juan (карточная версия Puerto Rico) или Railways of the World Card Game (карточное воплощение Railways of the World). Как правило, в карточной версии сохраняются какие-то механики, используемые в базовой игре, или общая тематика и цели. Например, в «Карточных Колонизаторах» игроки добывают ресурсы и строят города и поселения, как и в настольной версии. Бывает, правда, и наоборот, что на основе карточной игры создаётся настольная (Coloretto и Zooloretto).

 Игры про строительство колоды

Относительно недавно появился новый вид карточных игр — игры на строительство колоды. Если при игре в ККИ созданием колоды игрок занимался до игры, то здесь колода строится прямо в ходе партии. Начинаются такие игры с того, что каждому игроку выдаётся небольшая колода, состоящая буквально из десяти карт, а затем в течение партии игрок наполняет её новыми картами, позволяющими выполнять различные действия. Первым и, пожалуй, самым ярким примером такого рода игр является Dominion, карточная игра, разработанная Дональдом Ваккарино.

В Dominion есть всего три типа карт: действия, деньги и победные очки. Ход игрока состоит из трёх фаз: сначала мы набираем пять карт в руку, затем можем разыграть одну карту действия, а затем приобрести себе в колоду любую из доступных карт, исходя из имеющихся на руке денег. Цель игры — набрать себе в колоду как можно больше карт победных очков, но сделать это можно только посредством покупки карт денег и действий. Грамотно их подбирая и закупая, можно (и нужно) добиваться того, чтобы в начале хода в руку приходило пять карт, складывающихся в выгодные комбинации. Опытные игроки способы составить колоду, позволяющую «прокручивать» все карты за один ход и закупать сразу несколько карт победных очков. Звучит очень просто, и это на самом деле так. Игра осваивается буквально на лету и подходит каждому, начиная от новичков в мире настолок и заканчивая прожжёнными игроками.

Dominion появилась в 2008 году и за два года успела обрасти уже четырьмя дополнениями. На следующий год после её выхода вышли два дополнительных набора: Intrigue и Seaside. В 2010-м появились ещё два дополнения: Alchemy и Prosperity. Нет никаких сомнений, что выпуск новых сетов на этом прекратится, и в связи с этим некоторые игроки задаются вопросом, а не превращается ли Dominion в новую MtG.

Успех Dominion не мог не привлечь других разработчиков игр, и на основе того же самого принципа «строительства колоды» выходят ещё несколько настолок. Уже в 2009 году появляется Arcana (игра о столкновениях гильдий) и Thunderstone (карточный «рогалик»), а в 2010-м — Resident Evil Deck Building Game, Ascension: Chronicle of the Godslayer и Heroes of Graxia. Пока, правда, никому не удалось повторить успех оригинального Dominion, но издатели не отчаиваются и выпускают всё новые и новые игры про строительство колоды.

Карточные настольные игры не стоят на месте, и их развитие продолжается. Совсем недавно анонсирована инновационная карточная игра Prodigy, где свойства карт определяются путём стирания защитного слоя (прямо как на лотерейных билетах), и Phase, где все карты будут двухсторонними, без рубашек. Так что, кто знает, возможно в ближайшем будущем помимо Magic: The Gathering и Dominion мы получим ещё какую-нибудь оригинальную и, главное, интересную игру.

Литература:
  • Башкуева, М. Д. Игры, которые вас разоряют / М. Д. Башкуева. - Москва : вече, 2007. - 176 с. - ("...которые вас разоряют).
  • Брайн, Б. Лучшие игры. Карты, шашки, домино, подвижные игры / Б. Брайн ; пер. с англ. С. Д. Тузовой. - Москва : Мир книги, 2006. - 320 с. : ил.
  • Лаговский, И. К. "Петух в корзине" и другие пасьянсы / И. К. Лаговский. - Москва : Советский спорт, 1991. - 64 с. : ил. - (Настольные игры).
  • Карточные игры : самоучитель : пасьянсы, гадания. - Самара : Самарское кн. изд-во, 1994. - 445 с. - (Домовой).
  • Карточные игры на все случаи жизни : энциклопедический сборник / сост. А. И. Андреев [и др.] ; вступ. ст. Ю. А. Щетинова. - Москва : Рекл.-изд. агентство "Форум XIX-XX-XXI", 1992. - 351 с. : ил.  *
  • Коммерческие карточные игры / сост., предисл. и коммент. С. Носаль. - Санкт-Петербург : ИнКа : ЭКИП, 1992. - 192 с.
  • Коммерческие и семейные карточные игры ХIХ века. - Москва : Эльф : Содружество, 1990. - 75 с.
  • Полное руководство по карточным играм / пер. с англ. А. Давыдовой. - Москва : Центрполиграф, 2009. - 255 с. : ил. - (Академия карточных игр).
  • Розалиев, Н. Ю,. Карточные игры России : пасьянсы / Н. Ю. Розалиев. - Москва : Деникс, 1993. - 271 с.
Источник: 
https://tesera.ru/article/card_games_history/?ysclid=la0tbfnrrh120736695
http://www.vokrugsveta.ru/article/242857/
http://www.vokrugsveta.ru/article/242768/
https://dzen.ru/a/Y-OsQ-TwcjQC8R5T
Категория: Хобби | Добавил: elena
Просмотров: 1252 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]