16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 3
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
elena
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Хобби

ИЗ ИСТОРИИ ШАХМАТ
25.12.2022, 14:27
Яков Герасимович Рохлин (1903-1996) - Советский шахматист и деятель советского шахматного движения, мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, международный мастер ИКЧФ, международный арбитр. Гостренер Спорткомитета РСФСР, председатель всесоюзного шахматного профсоюза. Кандидат педагогических наук, доцент. Шахматный литератор, автор многих популярных книг о шахматах времен СССР. Последняя книга написана в 1985 году, когда Рохлину было уже за 80!

Уважаемые читатели, предлагаем вам к прочтению отрывок из книги

  • Рохлин, Я. Г. Мыслить и побеждать / Я. Г. Рохлин. - 2-е издание, дополненное. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 304 с.
Книга заслуженного тренера СССР, международного арбитра и мастера Я. Рохлина представляет собой монографию, в которой освещаются история шахмат, процесс шахматной борьбы, отдельные вопросы по теории дебюта и эндшпиля, эстетика и логика шахмат. В этом пособии читатель также найдет материалы о современной тактике и стратегии  шахматной  борьбы.
     
      Глава 1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЭВОЛЮЦИИ ШАХМАТ (до 30-х гг. XX века)
     
Бережно хранят народы мира летопись многовековой шахматной культуры. О древнейшей «игре мудрецов» сложились поэтические легенды: одни повествуют о том, как «разумом и волей одерживают победы», другие рассказывают о героях, которые спасают честь своей страны, раскрывая тайны игры. Но кто был изобретателем шахмат? Когда и где впервые зародилась шахматная мысль? Эти вопросы все еще остаются загадкой в истории культуры.
Изобретение шахмат не могло быть заслугой одного лица. Такая сложная задача была бы непосильна даже для исключительно одаренного человека. Можно предположить, что творцом шахмат была коллективная мысль древних восточных народов, из поколения в поколение совершенствовавших правила игры.
Шахматы, несомненно, возникли из «живой потребности человека» в такой форме умственного соревнования, в которой при первоначально равных условиях элемент случая не мог бы иметь места, а результат спора зависел только от умения и воли человека.
Крупнейший русский мастер первой половины XIX века А. Петров утверждал, что «шахматная игра, по великим соображениям и расчетам, которых она требует, может по всей справедливости назваться ученою, глубокомысленною и отменно привлекательною», что «шахматную игру часто уподобляли жизни человеческой, и сравнение шахмат с людьми создавало некогда обширное поле нравственной деятельности».
Шахматная игра в ее первозданном виде в древней Индии (V—VI вв. н. э.) носила название «чатуранга», что на языке санскрите означает «четыре рода», то есть войско, состоящее из четырех родов: колесниц, боевых слонов,   конницы и пехоты.
Позднее игра проникла в Среднюю Азию, Иран, а затем к арабским племенам, обитавшим в те времена на обширных территориях Малой Азии и Средиземноморья. Здесь, видоизменившись, она получила название «шатрандж» и вошла в быт многих народов.
Упоминания о популярности шатранджа среди народов арабского халифата мы встречаем в эпосе «Тысяча и одна ночь». Восторгаясь шахматами, халиф Эль-Ма-мун (IX в.) говорил: «Странно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу справиться с 32 фигурами на шахматной доске, пространством в две пяди на две».
В общем русле мощного потока, несшего в VIII— IX веках с Востока на Запад многообразные формы культурного воздействия, шахматы проникли через арабов в Западную Европу: в Испанию, оттуда в Италию, Францию, Германию, Англию...
С XIII века, как свидетельствуют литературные памятники, шахматы входят в число семи «рыцарских добродетелей», наряду с ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.
Так Индия, когда-то колыбель мысли человеческой, «уступила свое дитя на воспитание Европе».
Эволюция творческой мысли и медлительность шатранджа вызывали необходимость постепенных реформ: введение дальнобойных ходов ферзя и слона, рокировки, двойного хода пешки, правила превращения пешки в любую фигуру (кроме короля), и, наконец, признание пата ничьей (в шатрандже стороне, вынудившей пат, присуждался выигрыш).
Что касается техники игры, то ее развитие шло под непосредственным влиянием окружающей среды, открытий и изобретений, новых представлений человека о логике и красоте. Сильное влияние оказывали также военные понятия и символы. Все это обеспечило удивительную жизненность шахмат, позволило им противостоять разрушительной силе времени.
Великий испанский гуманист, автор «Дон-Кихота» М. Сервантес писал: «Жизнь — это шахматная партия».
В 1512 году итальянский мастер Дамиано опубликовал специальный труд о шахматах. Любопытно, что в XVI столетии в Неаполе существовала «Академия шахмат», в которую принимались только «лучшие из лучших». В то время первым шахматным рыцарем считался итальянец Джованни Леонардо — победитель сильнейших шахматистов на состязаниях в Мадриде в 1575 году при дворе Филиппа II.
Трактат испанца Рюи Лопеса «Книга об изобретательности и искусстве игры в шахматы» (1561 г.) послужил толчком к созданию более осмысленных планов, к пониманию первых теоретических принципов игры. Эту «академическую»         линию продолжил Джоакино Греко (1600—1634 гг.), замечательный мастер своего времени, игравший в комбинационном стиле. Его рукописный трактат, позднее напечатанный на многих языках, содержал 150 партий с примечаниями и вариантами.

*      *      *

О времени появления шахмат на просторах Восточной Европы имеется ряд интересных гипотез, изучение которых должно внести ясность в понимание своеобразия и величия отечественной шахматной культуры, занявшей в середине нашего столетия передовое место в мире.
Некоторые старые гипотезы появления шахмат на Руси противоречат здравому смыслу. Так, за рубежом, например, бытовало мнение, что шахматная   игра    была заимствована русскими в средние века — то ли от западных купцов, то ли от тевтонских рыцарей, то ли от... иезуитов («Шахматное обозрение» № 1, 1892 г.).
Шахматный историк Д. Саргин первым выдвинул предположение, что шахматы появились на Руси в результате торговых и культурных двязей с Востоком, еще до завоевания Ирана арабами, то есть не позднее VII века. Ведь само название «шахматы» пришло к нам с Востока, и именно в русской терминологии оно наиболее лаконично отображает содержание и цель шахматной партии («шах»— король, «мат» — умер, пораженный).
Древность русских шахматных названий, их резкое отличие от западных терминов и сходство с восточными отмечал еще И. Бутримов, автор первого в России шахматного руководства (1821 г.). Двадцать лет спустя в статье «Русская шахматная терминология» один из первых русских мастеров К. Яниш высказывал свою гипотезу о самобытном возникновении и звучании шахматных названий — «ферзь» («ферязь» — старинная русская одежда знати), «слон» (прямая связь с индийским строем фигур), «ладья» и «пешка». Он подчеркнул, что русский народ «получил игру не от испанцев и итальянцев, заимствовавших ее в свою очередь от арабов, но прямо от индоперсидского востока» («Паламед»,
1842 г.).
И. Савенков в работе «К вопросу об эволюции шахматной игры» (1905 г.) также полагал, что шахматная игра (в ее древнейшей форме) могла проникнуть в нашу страну Каспийско-Волжским торговым путем (VIII—IX вв.) непосредственно с Востока.
Однако более сложной задачей оказалось установление точного времени проникновения шахмат на Русь*. В этой связи интерес представляет статья академика С. Струмилина «Шах да и мат, да и под доску» («Наука и жизнь» № 1, 1962 г.). В ней сделана попытка исторически осмыслить ряд шахматных образов русского былинного эпоса.
В монографии академика Б. Рыбакова, посвященной Древней Руси, сравниваются былины X—XII веков со знаменитой «Повестью временных лет» (летописным сводом начала XII века). Автор показывает их принципиальное различие: былины сложены не в монашеской келье или дворцовой палате, а в гуще народа и раскрывают отношение народных масс к важнейшим событиям жизни страны. При этом подчеркивается, что былина представляет собой исторический источник «не для восстановления канвы событий, а для изучения народных оценок тех или иных периодов, отдельных событий и лиц». Все эти выводы очень важны для исследования шахматной культуры Древней Руси.
Так, участниками шахматных поединков выступают герои былин — Михайло Потык, Садко, Ставр Годи-нович и другие. Любопытно, что в шахматы играют воины, купцы, князь Владимир и даже женщины, не уступающие мужчинам в искусстве игры.
Упоминания о шахматах в русских былинах — факт исключительно важный!
Ведь только наиболее характерные явления жизни могли стать содержанием устного эпоса.
Можно полагать, что в X—XI веках сначала на территории Киевской Руси, а затем в Новгороде, Пскове стала известна шахматная игра.
Но каков все же первоначальный путь проникновения шахмат в Киевскую Русь? Мы придерживаемся того мнения, что «шатрандж» (в поздней интерпретации)  попал в нашу страну не из далеких закаспийских земель, а более близким путем — «кавказским мостом».
Поскольку в древнерусском языке имелось множество слов и форм, общих с другими славянскими народами (болгарами, сербами, словенами, поляками, чехами и др.), то можно предположить, что и первые встречи за шахматной доской в те древние времена проходили непосредственно между этими родственными народами-соседями. Академик И. Орбели, знаток истории шахмат, считал, что в Грузии и Армении шахматная игра известна, по крайней мере, уже девять веков. Характерно, что в те времена плиты в армянских зданиях (а армяне считались тогда мастерами гражданского зодчества!) укладывались в шахматном порядке с каймой по краям квадрата —8X8 плит.
В конце 1969 года археологи Армении обнаружили находки, которые подтверждают гипотезу о том, что возраст шахматной игры на Кавказе превышает тысячу лет. Во время раскопок крепости и дворца столицы Армении Двина были найдены шахматные фигуры из голубого фарфора, похожие на зверей. Они чуть крупнее обычных шахматных комплектов. Фигуры, видимо, высоко ценившиеся у тогдашних властителей, хранились в тайниках цитадели, а также в центральных сооружениях города («Правда» № 298, 25 октября 1969 г.).
Эти находки в известной мере объясняют частые упоминания о шахматной игре в древних рукописях, собранных в Матенадаране — главном книжном хранилище Еревана.
В грузинской художественной литературе впервые шахматы упоминаются в поэме XI—XII веков «Висрамиани», причем уже тогда существовала грузинская шахматная терминология. А вот, например, древнее народное грузинское выражение„«нарды — счастье (везение. — Я. Р.), шахматы—ум, карты — плохое».
Все это, конечно, не означает, что народы Кавказа, более десяти веков назад «подарили» шахматную игру Киевской Руси, но «мостом» на пути из Индии к славянским народам они исторически могли стать.

*     *      *

Эпоха Возрождения и «Век Просвещения» на Западе ознаменовались значительным увеличением числа турниров, возникновением в ряде стран шахматных клубов и обществ. В то время господствовал острокомбинационный стиль. Такая игpa нравилась любителям шахмат и получила наиболее полное выражение в творчестве мастеров итальянской школы — так называемой «моденской группы»: Эрколе дель Рио, Джамбатисты Лолли и Доменико Понциани. Лолли развивал тезис о том, что поэзия шахмат заключена только в красивых матовых положениях, в эффектных жертвах фигур. Однако в творческом соревновании с новой теорией Филидора итальянская школа потерпела поражение.
Великий французский шахматист Франсуа Андре Даникан Филидор (1726— 1795 гг.) исследовал и объяснил роль пешечной конфигурации. «Пешки — душа шахматной партии, они одни образуют атаку и защиту, от них часто зависит выигрыш или проигрыш партии», — писал он в своем труде «Анализ шахматной игры» (1749 г.). Филидор был первым, кто попытался исследовать объективные законы шахматной игры.
Филидор приводил в восхищение современников своей шахматной техникой и игрой «не глядя на доску», когда он выступал в парижском кафе «Режанс» и демонстрировал поразительную силу фантазии и «видения в пространстве».
В конце XVIII и начале XIX столетия выдвинулись новые мастера: А. Дешапель и Л. Лабурдоннэ (Франция), А. Мак-Доннель, Д. Уокер и особенно Г. Стаунтон (Англия). С именем Лабурдоннэ связано появление первого шахматного журнала  «Паламед» (1836 г.). Чуть позднее в Лондоне стали выходить журналы «Филидорьен» и «Чэсс плейере кроникл» (1841 г.).
В середине века центром шахматного искусства становится Германия, а в 80— 90-е годы — Россия.
Еще в феврале 1821 года в петербургской Сенатской типографии была напечатана первая шахматная книга на русском языке «О шахматной игре». Ее автором был Иван Бутримов (1782— 1851 гг.). Он подчеркивал, что шахматы издавна составляют любимое дело славнейших людей: «военных, видящих в сей игре науку войны, и мудрецов, находящих ее достойною ума своего».
Наиболее крупным представителем русской школы первой половины прошлого столетия был Александр Петров (1794—1867 гг.). Во Франции его называли «Северным Филидором». Сочинение Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок...» явилось учебником для нескольких поколений русских мастеров XIX века, а его оригинальные задачи дали толчок к развитию отечественной шахматной композиции.
В упомянутом сочинении Петрова содержится 300 советов любителям шахмат. Вот несколько, наиболее характерных рекомендаций:
«1. Всякой ход должен иметь причину и цель. Не должно не только ступать шашкою (фигурой или пешкой—Я. Р.), ниже дотронуться оной, не будучи в состоянии сказать причины, для которой сие делается.
2.  Для достижения совершенства в шахматной игре потребно непрерывное прилежание и внимание неослабное.
3.  Соображая о последствии ходов, надобно предполагать самые лучшие ходы, какие только противник может сделать для атаки или защиты, и отнюдь не надеяться на его ошибки.
4.  Кто умеет хорошо действовать пешками, тот имеет великое превосходство. Филидор называет пешки душою Шахматов. Оне составляют атаку и оборону; от их хорошего или худого расположения зависит выигрыш или проигрыш партии.
5.  Сколько бы ни была стремительна атака неприятельская, не надобно терять присутствия духа, хладнокровно встречать опасности и стараться оную отвратить.
6.  Уметь выдержать решительную атаку и отразить нападение есть великое искусство; но надобно уметь также и отступать кстате. Отступая не должно почитать еще игры проигранною, ибо может выдти случай, что оборонительная игра превратится в наступательную.
7.  Множество игор проигрываются от неумения сыграть конец игры. Уметь сыграть конец, значит уметь играть. Часто случается, что игра идет хорошо, но проигрывается только потому, что игрок не умел кончить игры.
8.   Главное искусство — стараться выигрывать время и ходы. Вся игра состоит в этом...»                   .
Даже в нескольких советах видны проницательность и гармония шахматного мышления Петрова; и это при том, что они были высказаны, строго говоря, в донаучный период развития шахматного искусства, когда существовали только правила, но не было теории.
Но вот проходит еще два-три десятилетия, и эволюция шахмат вступает в новый период, сначала на Западе, а затем и в России, где последователи Петрова — К. Яниш, И. Шумов, Д. и С. Урусовы — многое делают для развития отечественной шахматной школы.
В 1851 году в Лондоне состоялся первый международный шахматный турнир, организованный благодаря усилиям видного английского шахматиста Г. Стаунтона (1810—1874 гг.). Победу в нем одержал немецкий мастер, математик по образованию А. Андерсен (1818— 1879 гг.). Яркий комбинационный стиль победителя явился как бы новым, более совершенным выражением манеры игры представителей итальянской школы. Прямая игра на короля была главной целью Андерсена в ранний период его творчества. Ради атаки он не останавливался ни перед какими жертвами, но, конечно, и они зиждились на оценке позиции в духе своего   времени.
Говоря о Г. Стаунтоне (который, кстати, был известным шекспироведом и актером), нельзя не отметить его роли не только как организатора лондонского турнира, но и как крупнейшего европейского шахматиста первой половины прошлого столетия. Впечатляющим успехом надо считать его победу над французским мастером П. Сент-Аманом, считавшимся достойным преемником Лабурдоннэ. Этот поединок, который некоторые журналисты называли «великой шахматной битвой между Францией и Англией» ; состоялся в знаменитом парижском кафе «Режаис» в конце 1843 года и закончился победой Стаунтона со счетом + 11—6=4. Успех сопутствовал Стаунтону также в матче с опоздавшим на лондонский турнир русским мастером, профессором К. Янишем ( + 7—2 = 1).

* См. подробно: И. Линдер «Шахматы на Руси». 2-е изд. М.: «Наука», 1975 г.
Категория: Хобби | Добавил: elena
Просмотров: 103 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]