Есть в литературе тема, почти не тронутая критиками и, кажется, не
прочувствованная читателем. Это тема так называемой нечисти и прочей
неведомой силы. Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются
многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные,
упыри, домовые, лешие, черти и прочая "нежить", давно и прочно
поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей,
рассказов и очерков - от М.В. Ломоносова до М.А. Булгакова.
В древнерусских письменных
источниках упыри упоминаются с XIV века. В образе упыря слились
представления славян о нечистой силе с европейской демонологией, где
широко представлены различные сюжеты и поверья, связанные с вампирами.
По
народным представлениям, упырями становились заложные (нечистые)
покойники. К ним относились самоубийцы и умершие насильственной смертью.
Люди считали, что их не принимает мать-земля, в связи с чем они
вынуждены ходить по миру и причинять вред живым. Считалось, что
упыри могут насылать чуму, оспу или холеру. Поэтому во время эпидемий
людей, считавшихся упырями, сжигали на костре. Последний такой случай
был зафиксирован в России в 1873 году.
В одной из быличек
рассказывается, как упырь появился на девичьих посиделках в образе
красивого юноши и стал ухаживать за одной из девушек. Она удивилась, что
после их знакомства он исчезает по ночам и проследила за ним с помощью
заговоренной нитки, привязанной к его одежде. Она нашла убежище упыря и
увидела, как он ест мертвое тело покойника. Девушка уничтожила
погнавшегося за ней упыря, обрызгав его святой водой.
Для того,
чтобы умерший не превратился в упыря, ему подрезали сухожилия под
коленями, забивали осиновый кол или клали в гроб, сделанный из осиновых
досок. В ряде мест на могилу упыря клали горшок с горящими углями либо
рассыпали угли на могиле.
Кикимора
- демонологический персонаж, известный преимущественно по русскому
фольклору и соединивший в себе представления разного времени.
Наиболее
древний пласт сложился еще в языческие времена и связан с почитанием
славянской богини Макоши. Другие же представления сложились уже после
принятия христианства и переплетаются с верой в проклятых - в них
кикимора стала проклятой родителями или умершей до
крещения дочерью. В связи с этим суждения о внешнем облике кикиморы
крайне разнообразны. Она может выглядеть как безобразная старушка с
куриными ногами, и как молодая девушка с длинной косой, и как маленькая
девочка.
Кикимора предсказывала будущее - считалось, что она
появлялась перед каким-либо важным событием или смертью одного из членов
семьи, а перед бедой гремела домашней утварью, стучала или плакала.
Образ же кикиморы дуалистичен - совмещает в себе как зло, так и добро. Как
и домовой, кикимора жила в доме, причем либо она сама приходила, либо
ее «напускали». С одной стороны, появление кикиморы в избе было недобрым
предзнаменованием, так как считалось, что она поселяется в зданиях,
построенных на «плохих» местах - там, где был зарыт удавленник или не
отпет покойник. После заселения в доме кикимора могла сильно вредить
хозяевам. Избавиться в таком случае от кикиморы было очень трудно, но
возможно. Использовали можжевельник - растение, к которому кикимора не
могла подойти, а также небольшой плоский камень с естественным
отверстием, называвшийся «куриный бог» - его весили над куриным
насестом. С другой стороны, выступая в качестве духа женского
пола, кикимора могла покровительствовать всем традиционным женским
занятиям: прядению, ткачеству, хлебопечению. Помогала мыть посуду,
качать детей. Для хорошей хозяйки ткала, пряла, заботилась о домашнем
скоте, а нерадивую - наказывала.
Ворса (воркуль, вораморт, вордядь, леший, лешак) – это дух-хозяин леса и покровитель зверей у коми-пермяков.
Ростом
он с высокую сосну, имеет мохнатые уши, а глаза у ворсов закрываются
снизу-вверх и не имеют бровей и ресниц, пятки у него вывернуты назад.
Ворса может при необходимости принимать облик любого
животного, может заморочить и запутать человека в своем лесу, увести
домашний скот в лесную чащобу. Поэтому люди при пропаже домашнего скота
писали просьбы ворсе на бересте с просьбой вернуть скот домой, а при
входе в лес оставляли подарок хозяину леса, потерявшись же в лесу
надевали одежду, вывернутую наизнанку, чтобы найти дорогу обратно.
Сам
ворса живет в лесу в доме о трех углах и считается лучшим другом у
мельников. Если же человек вступает в лесные владения ворсы и идя по
тропинке увидит белую лошадь, то ему надо возвращаться обратно либо идти
по тропе никуда с нее не сворачивая, иначе он может навлечь гнев ворсы,
потеряться в лесу, погибнуть.
Согласно коми-пермяцким мифам и преданиям, недалеко от Майкора и Пожвы жили вижлоки и кыйи.Вижлоки были оборотнями и вампирами, постоянно нападали на людей и домашний скот, издавая при этом жуткие и пугающие крики. Кыйи же имели вид животного размером меньше медведя, но больше волка, и
издалека были похожи на человека, стоящего на четвереньках. Для
защиты от них люди огораживали свои поселения защитными сооружениями и
специальными оберегами. До сих пор, когда в Юсьвинском районе пропадает
домашний скот, часть местных жителей считают это проделками вижлоков и
кыйев.
Источник: https://vk.com/wall-156568278_11366
https://vk.com/wall-156568278_8484 https://vk.com/wall-156568278_12075
|