16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 36
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Мифология

Нечисиая сила в славянском фольклоре
29.11.2023, 22:23
Есть в литературе тема, почти не тронутая критиками и, кажется, не прочувствованная читателем. Это тема так называемой нечисти и прочей неведомой силы. Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, черти и прочая "нежить", давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков - от М.В. Ломоносова до М.А. Булгакова.

В древнерусских письменных источниках упыри упоминаются с XIV века. В образе упыря слились представления славян о нечистой силе с европейской демонологией, где широко представлены различные сюжеты и поверья, связанные с вампирами.

По народным представлениям, упырями становились заложные (нечистые) покойники. К ним относились самоубийцы и умершие насильственной смертью. Люди считали, что их не принимает мать-земля, в связи с чем они вынуждены ходить по миру и причинять вред живым.

Считалось, что упыри могут насылать чуму, оспу или холеру. Поэтому во время эпидемий людей, считавшихся упырями, сжигали на костре. Последний такой случай был зафиксирован в России в 1873 году.

В одной из быличек рассказывается, как упырь появился на девичьих посиделках в образе красивого юноши и стал ухаживать за одной из девушек. Она удивилась, что после их знакомства он исчезает по ночам и проследила за ним с помощью заговоренной нитки, привязанной к его одежде. Она нашла убежище упыря и увидела, как он ест мертвое тело покойника. Девушка уничтожила погнавшегося за ней упыря, обрызгав его святой водой.

Для того, чтобы умерший не превратился в упыря, ему подрезали сухожилия под коленями, забивали осиновый кол или клали в гроб, сделанный из осиновых досок. В ряде мест на могилу упыря клали горшок с горящими углями либо рассыпали угли на могиле.

Кикимора - демонологический персонаж, известный преимущественно по русскому фольклору и соединивший в себе представления разного времени. 

Наиболее древний пласт сложился еще в языческие времена и связан с почитанием славянской богини Макоши. Другие же представления сложились уже после принятия христианства и переплетаются с верой в проклятых - в них кикимора стала проклятой родителями или умершей до крещения дочерью. В связи с этим суждения о внешнем облике кикиморы крайне разнообразны. Она может выглядеть как безобразная старушка с куриными ногами, и как молодая девушка с длинной косой, и как маленькая девочка.

Кикимора предсказывала будущее - считалось, что она появлялась перед каким-либо важным событием или смертью одного из членов семьи, а перед бедой гремела домашней утварью, стучала или плакала. Образ же кикиморы дуалистичен - совмещает в себе как зло, так и добро.

Как и домовой, кикимора жила в доме, причем либо она сама приходила, либо ее «напускали». С одной стороны, появление кикиморы в избе было недобрым предзнаменованием, так как считалось, что она поселяется в зданиях, построенных на «плохих» местах - там, где был зарыт удавленник или не отпет покойник. После заселения в доме кикимора могла сильно вредить хозяевам. Избавиться в таком случае от кикиморы было очень трудно, но возможно. Использовали можжевельник - растение, к которому кикимора не могла подойти, а также небольшой плоский камень с естественным отверстием, называвшийся «куриный бог» - его весили над куриным насестом.

С другой стороны, выступая в качестве духа женского пола, кикимора могла покровительствовать всем традиционным женским занятиям: прядению, ткачеству, хлебопечению. Помогала мыть посуду, качать детей. Для хорошей хозяйки ткала, пряла, заботилась о домашнем скоте, а нерадивую - наказывала.

Ворса (воркуль, вораморт, вордядь, леший, лешак) – это дух-хозяин леса и покровитель зверей у коми-пермяков.

Ростом он с высокую сосну, имеет мохнатые уши, а глаза у ворсов закрываются снизу-вверх и не имеют бровей и ресниц, пятки у него вывернуты назад. Ворса может при необходимости принимать облик любого животного, может заморочить и запутать человека в своем лесу, увести домашний скот в лесную чащобу. Поэтому люди при пропаже домашнего скота писали просьбы ворсе на бересте с просьбой вернуть скот домой, а при входе в лес оставляли подарок хозяину леса, потерявшись же в лесу надевали одежду, вывернутую наизнанку, чтобы найти дорогу обратно.

Сам ворса живет в лесу в доме о трех углах и считается лучшим другом у мельников. Если же человек вступает в лесные владения ворсы и идя по тропинке увидит белую лошадь, то ему надо возвращаться обратно либо идти по тропе никуда с нее не сворачивая, иначе он может навлечь гнев ворсы, потеряться в лесу, погибнуть.

Согласно коми-пермяцким мифам и преданиям, недалеко от Майкора и Пожвы жили вижлоки и кыйи.
Вижлоки были оборотнями и вампирами, постоянно нападали на людей и домашний скот, издавая при этом жуткие и пугающие крики.
Кыйи же имели вид животного размером меньше медведя, но больше волка, и издалека были похожи на человека, стоящего на четвереньках.
Для защиты от них люди огораживали свои поселения защитными сооружениями и специальными оберегами. До сих пор, когда в Юсьвинском районе пропадает домашний скот, часть местных жителей считают это проделками вижлоков и кыйев.

Источник:
https://vk.com/wall-156568278_11366
https://vk.com/wall-156568278_8464
https://vk.com/wall-156568278_8484
https://vk.com/wall-156568278_12075
Категория: Мифология | Добавил: elena
Просмотров: 109 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]