16+ МБУК "ЦБС"
http://solbiblfil2.ucoz.ru/risunok11.png
Календарь событий
https://3.bp.blogspot.com/-y9jbnlhsVuw/V84ul4K7zTI/AAAAAAAAFto/X8__JQ_7VLMpRFm8mRTj31EjyUDIwQ-4QCLcB/s1600/97249274.jpg
Наш опрос
Оцените удобство сайта
Всего ответов: 14
Новинки литературы
Мы ВКонтакте
http://n-ufa.ru/images/stories/StatesS/knopka.png
Фраза дня
Оценка качества
Оценить работу МБУК "ЦБС" г. Соликамска вы можете, пройдя по ссылке:

image_1371152877.jpg

Поделиться...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Мы предлагаем

Главная » Файлы » Для Вас, читатели! » Наши программы

Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности»
25.12.2012, 16:43
В целях содействия процессу образования и творческого развития учащихся среднего и старшего возраста нами создана программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности».

Утверждаю:
Директор МБУК "ЦБС"
_________________Н.В. Наберухина
"___"__________2015 г.





Паспорт целевой программы

Читать - это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело.

К. Д. Ушинский

I.   Основной разработчик программы:

Марченко Е. А., библиограф филиала № 2
Витковская И.В., заведующая филиалом № 2
II
.  Основные исполнители:

Библиограф и библиотекари филиала № 2.

III. Основание необходимости разработки программы

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество вызвало необходимость своевременной подготовки людей к новым условиям жизни. Человеку XXI века важно не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее правильно оценить и применить, сделать полезной для себя самого.

Начало этому процессу уже положено в общеобразовательной школе, но освоение школьных программ должно идти параллельно с изучением основ информационной культуры.

Одним из центров культуры чтения и информационной грамотности является публичная библиотека. Вместе с общеобразовательными учреждениями города она представляет библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников. Так же библиотека способствует развитию у учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

Освоение программы учащимися 7 - 11 классов предусматривает получение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Для проведения занятий с учащимися наряду с традиционными предлагается использование интерактивных форм и методов работы, аудиовизуальных средств подачи материала и мультимедиа.

IV. Цель программы:

Содействие процессу образования и творческого развития учащихся. Занятия рассчитаны не только на приобретение учащимися информационных знаний, но и на воспитание национального самосознания.

V. Задачи программы:

  1. Знакомство с основными информационными понятиями и источниками информации.
  2. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
  3. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
  4. Владение библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения.
  5. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
  6. Обучение использованию информационно-поисковых систем в традиционной форме и электронной версии.
  7. Приобщение учащихся к систематическому пользованию библиотекой.

VI.   Партнёры программы:

Работа над программой будет осуществляться совместно с социальными педагоги и преподавателями общеобразовательных учреждений г. Соликамска. 

VII.  Методы, этапы реализации программы:

Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» построена по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастной психологии учащихся. Программа предполагает использование различных форм работы. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы.

Методами по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения по данной программе являются:
  1. индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
  2. групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;
  3. экскурсии по библиотеке;
  4. проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
  5. игровые мероприятия, выявляющие уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.;
  6. библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями.

Программа будет осуществляться поэтапно. На каждом этапе обучения школьники получат необходимый объем знаний и умений.

1 этап
Основные умения:
понятие о библиотеке и ее предназначении; история возникновения библиотек и книгоиздания; содержание книги, основные элементы книги; виды изданий; целенаправленный выбор художественной, научно-познавательной, справочной литературы и периодических изданий; умение выбирать книги на открытом доступе, а также используя книжные выставки и тематические полки; понятие «библиография» и ее назначение; навыки пользования каталогами и различными типами библиографических указателей.

2 этап

Основные умения:
учащиеся усовершенствуют умения пользоваться справочной литературой и различными видами библиографических пособий; получат знания о научно-популярных изданиях; овладеют методами работы с книгой и способами переработки первичных документов; приобретут навыки внимательного и вдумчивого чтения; познакомятся с использованием информационных технологий в библиотеке.

3 этап
Основные умения: учащиеся получат знания об основных информационно-поисковых системах; смогут осуществлять самостоятельный поиск информации в онлайновых каталогах и базах данных; научатся выделять из информационного потока нужные документы, анализировать и критически оценивать их; познакомятся с правовыми аспектами информационного поведения личности, овладеют коммуникативными навыками, получат понятия об использовании информационных ресурсов основных фондохранилищ нашей страны.

План мероприятий на 2017 год

Форма

срок

ответственный
Библиотечные уроки:
1.Квест – игра  «Библиотечные бродилки»I-IV кв.Марченко Е.А.
2. Урок-беседа «Книга и чтение в жизни великих людей»

I-IV кв.

Марченко Е.А.
3. Видеоурок - путешествие «Библиотека в жизни человека. Библиотеки России»

I-IV кв.

Марченко Е.А.
4.Урок-поиск «СБА библиотеки. Путешествие в мир каталогов и картотек»I-IV кв. Марченко Е.А.
5.

Урок-презентация «Такая простая сложная профессия»

I-IV кв.

Марченко Е.А.

Библиографические пособия:

1.

Рекомендательный список литературы  к 80- летию со дня рождения В.Г. Распутина

I-IV кв.

Марченко Е.А.


VIII
. Рекламная деятельность:

Информация на сайт библиотеки – 1 раз в квартал.

IX.  Мониторинг и оценка результатов работы над программой:

Оценка эффективности работы над программой будет осуществляться по следующим критериям:

  1. Отзывы учащихся, социальных педагогов, преподавателей школ и гимназий.
  2. Текущее и итоговое тестирование (анкетирование) учащихся.
  3. Количество учащихся посетивших мероприятия по данной программе на базе общеобразовательного учреждения.
  4. Количество учащихся, получивших библиотечно-библиографическую консультацию на базе библиотеки.

В ходе работы целевая программа по обслуживанию учащихся школ и гимназий г. Соликамска будет корректироваться, дополнятся и изменяться.

X. Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:

Предлагаемая программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» носит долгосрочный характер. Она будет способствовать учебной и самообразовательной деятельности школьника, удовлетворению его культурных и творческих потребностей, что в целом приведет к увеличению количества книговыдачи художественной и справочной литературы на 5%.

Навыки и умения, приобретенные учащимися в результате обучения должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы с информацией из любых источников (книги, периодика, компьютер). Полученные в ходе программы знания позволят расширить кругозор учащихся и увеличить книговыдачу на открытом доступе на 10%.
Категория: Наши программы | Добавил: elena
Просмотров: 322 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]