16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 2
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Образование

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (XVIII–XX ВВ.)
13.08.2023, 12:05
Предпосылки зарождения профессионального образования

В IV-X веках появляются первые элементы будущей системы профессиональной подготовки. На данном этапе профессиям учили, в основном, внутри семей ремесленников в зависимости от рода деятельности (производство вещей
для продажи, ремесленные посады, династии, семейное ученичество).

В X-XI веках с зарождением феодального устройства и принятием христианства, приездом мастеров из Византии в подмастерья начинают брать талантливых детей
из других семей. В XV веке в стране появились первые иконописные школы (Феофан Грек, Андрей Рублев).

ПЕРВЫЙ ЭТАП
XVI — первая половина XIX в.

Возникновение различных форм профессионального обучения на ранних стадиях российской государственности, зарождение профессиональной школы и начало научного осмысления профессионального образования.

Появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Первые учебные заведения, предлагающие профессиональную подготовку, были открыты в стране
в начале XVIII века: это были «школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная и медицинская».

Созданные школы преследовали четкую цель — дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих.

Петр I, увидев уровень развития ремесел во время своего европейского путешествия, сделал выводы о необходимости внедрения в стране профильных учебных заведений.

В Санкт-Петербурге 14 января 1701 года открывается первая школа математических и навигационных наук. Именно 1701 год многими принято считать точкой отсчета истории системы отечественного профессионального образования.

Для обучения рабочим профессиям в созданные училища отбирались талантливые молодые люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Завершившие полный курс обучения получали квалификацию ученого мастера.

Наиболее востребованным направлением в профессиональных учебных заведениях было горнозаводское, что отвечало желанию государя сформировать в стране мощное металлургическое производство для создания конкурентного вооружения. Горнозаводские школы открываются при Петровском пушечно-литейном заводе, на Урале и Алтае.

Манифестом Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в России вместо коллегий были образованы первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, отвечающее за систему образования в стране. Одним из направлений его работы становится подготовка специалистов для государственной службы.

В мае 1804 года А. Б. Куракиным создается первое ремесленное училище в Чернигове. В 1830 году открылось аналогичное училище в Москве.

Подводя итоги первого этапа профессионально образования в России можно сделать следующие выводы:

  • поставленные Петром I задачи были реализованы в полной мере. Страна смогла за достаточно короткий срок сформировать прослойку квалифицированных рабочих и служащих, знания и навыки которых отвечали требованиям той эпохи;
  • в анализируемый исторический период еще не было термина «профессиональное образование», но уже были созданы предпосылки для его возникновения. Сама же система стала складываться только во второй половине ХIХ века после реформ Александра II, преобразивших экономическое и социальное лицо России.
ВТОРОЙ ЭТАП
вторая половина XIX в. — 1917 г.

Со второй половины XIX века в российской промышленности происходят серьезные изменения: вслед за Европой в стране получает развитие крупное машинное производство, Россия вступает в период промышленной революции.

Данные изменения ставят перед рабочим классом новые требования. Возникает запрос на самые передовые знания и профессиональные умения. Существующие в тот период ремесленные училища не могли полноценно справиться с новыми вызовами. Руководство Российской Империи принимает решение провести перестройку системы профтеха.

Основным достижением этого этапа становится трансформация сословного элитарного образования во всесословное, ориентированное на потребности экономики и общества.


В 1868 году создается 9-ый особый отдел (постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию), который начал открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех слоев населения. В последней четверти XIX века в России открылось большое количество профессиональных учебных заведений, и в это же время Д.К. Советкиным разработана система производственного обучения, которая получает мировое признание.

В 1876 году при Путиловском заводе создается одно из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге.

А в 1888 году в России впервые законодательно устанавливают единую систему профессионально-технических учебных заведений (средние технические училища, низшие технические училища, ремесленные училища). В этом же году Министр просвещения И.А. Вышеградский издает «Основные положения о промышленных училищах».

На рубеже XIX-XX веков драйвером развития профессионального образования становится Русское техническое общество. В 1916 году
П.Н. Игнатьев создает Совет по делам профессионального образования.

Поступательное развитие профессионального образования в период промышленного бума в России, формирование государственной системы профессиональных учебных заведений.

ТРЕТИЙ ЭТАП
1917–1940 гг.

Переустройство системы профессионального образования после Октябрьской революции и в годы становления советской экономики и промышленности.

Новая власть почти сразу озаботилась системой образования в стране и приложила огромные усилия для внедрения системы всеобщего бесплатного образования. Не обошли вниманием власти и систему профессионального образования.

Сразу после революции в стране среднее профобразование стало элементом системы народного образования. 5 июня 1918 года принимается Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств».

С 1917 по 1922 год новым руководством Советской России было разработано и внедрено более 20 законодательных актов по вопросам профобразования, что говорит о значимости подготовки квалифицированных кадров для нового руководства страны.

С целью унифицировать и контролировать всю систему образования в стране с 1919 года «управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главном комитете профессионально-технического образования при Народном комиссариате просвещения РСФСР».

В техникумах шла подготовка инженеров и помощников инженеров. Сроки учебы и планы приема были различными и зависели от потребностей отраслей в отдельных специальностях и сложности подготовки специалиста.

Всего за указанный период в стране было организовано «1549 школ и училищ, где обучались более чем 400 профессиям и специальностям».

С 1920 года для работающей молодежи начала работу новая школа фабрично-заводского ученичества (4-летний срок обучения), контроль над ними был возложен также на Главное управление профессионально- технического образования. Вместе с указанными школами фабрично-заводского ученичества были внедрены и другие формы получения образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школы рабочих подростков и т. п.

В 1921 году их было 1350 – 67 тысяч учащихся. Руководство страны пыталось вовлечь все подрастающее поколение страны в новую систему профобразования.

В 1929 году произошла передача школ фабрично-заводского ученичества в подчинение наркоматов и ведомств. Это привело к тому, что в течение десяти лет (к 1939 году) профессиональные учебные заведения были перенесены в цехи базовых предприятий, упор в обучении был сдвинут на получение массовых рабочих специальностей.

Постоянный рост числа промышленных предприятий, взятый страной курс на индустриализацию, потребовали качественного и количественного привлечения профессиональных специалистов, перестройки образования.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
1940 – 1958 гг.

Создание и внедрение системы государственных трудовых резервов как вида профессионального образования, отобразившего централизованные директивы развития страны, и реорганизация системы подготовки профкадров.

Внедренная система фабрично-заводского ученичества должна была воспитать новый класс — народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и дополнить техникумы и вузы страны. Однако ожидания руководства не оправдались, так как фабрично-заводское ученичество, сориентированное на подготовку рабочего-универсала, не соответствовало потребности непрерывно развивающейся промышленности.

В итоге 2 октября 1940 года в стране создается единая централизованная система профтехобразования и принимается Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» для привлечения всех социальных слоев в систему профессионального обучения. В этом же году практически все школы фабрично-заводского ученичества были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Из бюджета страны на поддержание материально-технической базы системы трудовых резервов было выделено около 5 млрд рублей, предприятия передали в учебные заведения примерно 23 тыс. металлорежущих станков, что позволило в короткие сроки подготовить целое поколение рабочих-станочников, так необходимых стране в тот период.

О высокой популярности и доступности профобучения говорит тот факт, что в профессиональные училища в первый набор был подан 1 млн заявлений на 600 тыс. мест.

Для обеспечения учебных заведений Государственных трудовых резервов с 1940 по 1950 год советское руководство выделило свыше 36 млрд рублей. В 1940 году было создано 622 ремесленных училища на 308 тыс. учащихся, 122 железнодорожных училища — 37 тыс. учащихся и 806 школ ФЗО — 257 тыс. учащихся.

В мае 1941 года учебные заведения Государственных трудовых резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941– 1945 гг.

В годы войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,5 млн молодых квалифицированных рабочих.

Всего за 1941–1958 годы система подготовки дала народному хозяйству СССР более 10 млн молодых квалифицированных рабочих. Преимущества централизованной системы подготовки рабочих кадров проявились уже в первые дни войны: оперативно удалось эвакуировать в восточные районы страны 344 училища, 219 школ ФЗО и сотни тысяч учащихся. Система трудовых резервов была единственной организованной опорой промышленности.

После войны шел количественный и качественный рост трудовых резервов. Промышленность оснащалась новой техникой, механизировались самые трудоемкие работы. Объем выпуска промышленной продукции увеличился втрое по сравнению с довоенным уровнем. Время требовало и большего числа рабочих, и одновременно рабочих новой квалификации. Необходимо было подготовить свыше 4,5 млн молодых рабочих. И система трудовых резервов спешно перестраивалась.

В 1946 году Главное управление трудовых резервов и Комитет по распределению рабочей силы были объединены в Министерство трудовых резервов, что дало возможность в одном государственном органе аккумулировать руководство подготовкой и распределением квалифицированных рабочих.

За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих по 360 профессиям.

Подводя итоги по данному периоду, следует сказать, что в стране сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности.

Пятый ЭТАП
1959–1990 гг.

Эволюция профобразования в стране в обстановке реформ 1960–1980-х годов, перестройка системы трудовых резервов в формат профессионального образования и переход к всеобщему профобразованию, создание научных центров профессионального образования.

За 1959–1963 годы школы фабрично-заводского обучения и профессионально-технические учебные заведения, основанные на системе Государственных трудовых резервов СССР, были реорганизованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности получаемой специальности — от 1 до 3 лет.

В соответствии с заявками различных отраслей народного хозяйства увеличилась подготовка кадров по многим специальностям, что привело к открытию более 40 новых направлений подготовки.

К концу 60-х годов в стране была начата реорганизация профтехучилищ в средние профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые фокусировались на подготовке профессиональных рабочих на базе 8 классов. В последующие годы вместе с техническими училищами средние профессиональные учебные заведения стали базовым типом профессиональных образовательных учреждений по всей стране.

«В 1961/62 учебном году в стране было 3 416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн человек».

К началу 80-х годов в стране сформировалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям. Сложившаяся система оперативно отвечала на запросы и потребности страны.

В 1987 году Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль, была ликвидирована. Все училища вошли в состав Министерства общего образования. Система во многом утратила свою самостоятельность, а с ней и значимость. С ликвидацией «Госпрофобра» снизилось и финансирование профтеха.

В 1991 году в нашей стране произошли серьезные изменения. Поменялся политический строй, стала формироваться рыночная экономика, были объявлены новые демократические ценности, согласно которым должно было реформироваться все общество. Случилось полное изменение запроса на квалификации, появились новые профессии. Начал складываться новый рынок труда. Существенные изменения затронули и систему профессионального образования.

Источник:
https://tgr24.ru/5128/13274.html

Категория: Образование | Добавил: elena
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]