16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 102
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Образование

«Как учились на Руси?»
11.01.2023, 09:33
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы.


К XVII веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли обычно из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно-нрав­ственных поучений. Азбуковник являлся своего рода руководством для учителя с подробнейшими наставлениями ученикам.

Образование на Руси в описываемые времена не было сословной привилегией. В рукописи одного «Азбуковника» содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности».

Создавались школы, как и в Европе, при мо­настырях и церквях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать — закончил школу. Все зависело от способностей.

Давайте последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на «общую грядку», то есть на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом — каждый на указанное учителем место.

Первые шаги в чтении ученики делали по бого­служебным книгам — Часовнику, Псалтири и Священному Писанию. Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале XVI века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А» — «Аз», «Б» — «Буки», «В» — «Веди», «Г» — «Глаголь», «Д» — «Добро»... Но еще сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберешься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! 

Писали школьники гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Ее составил диакон Иван Федоров. В «Азбуке» Ивана Федорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Федорова примечательна еще и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Федоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, атак, как было удобно учителю и ученикам. В 1592 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву, еще там размещались изображения предметов, названия которых на эту букву начинались, а вместо традиционных церковных текстов в нем широко были представлены «стихи нравоучительного характера».

Книги были собственностью школы, они являлись главной ее ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определенные правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ XVII века.

За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыль­ников во время урока было не счесть!

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан». Есть в «Азбуковниках» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

Если кто урока не учит,
Таковой из школы свободного
отпуска не получит...

И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры — хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей.

Между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло в прок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память». В «Азбуковнике» и на этот счет были написаны правила, понятные любому ученику.

Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2017/09/bogdanov8-768x1160.jpg

Что, друзья, понравилось вам в древнерусской школе?

Литература:
  • Колпакова, О. В. Как учились на Руси : история образования России / О. В. Колпакова. - Москва : Белый город, 2009. - 47 с. : ил. - (История России).
Категория: Образование | Добавил: elena
Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]