16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 36
Погода
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Образование

Педагогическое наследие
20.01.2023, 10:27
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это педагог.


История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира педагогом, учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Педагоги, как и родители, связывают поколения людей.
Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.
В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.
Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.
Профессия педагога становится самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь педагог уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.


В приведенных ниже пособиях освещаются идеи выдающихся педагогов, мыслителей, философов, корифеев педагогической науки, историческое наследие которых может быть использовано в современной повседневной педагогической практике. Ведь изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Литература:
История педагогики
  • Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV-XVII вв. / АПН СССР ; сост., биогр. очерки, коммент. С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова ; вступ. ст. Д. С. Лихачева, Г. М. Прохорова ; редкол. тома : С. Ф. Егоров [и др.]. - Москва : Педагогика, 1985. - 367 с. : ил. - (Антология пед. мысли народов СССР).
  • Антология педагогической мысли России XVIII в. / АПН СССР ; вступ. ст., биогр. очерки, сост. и примеч. И. А. Соловкова ; редкол. : Г. Н. Волков [и др.]. - Москва : Педагогика, 1985. - 479 с. : ил. - (Антология пед. мысли народов СССР).
  • Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / АПН СССР ; вступ. ст., биогр. очерки, сост. и коммент. П. А. Лебедева. - Москва : Педагогика, 1990. - 603 с. : ил. - (Антология пед. мысли народов СССР).
  • Антология педагогической мысли христианского Средневековья : пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов : в 2-х т. / сост., вступ. ст. и общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. - Москва : Аспект Пресс, 1994.
  • Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
  • История педагогики и образования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / И. Н.Андреева, Т. С. Буторина, 3. И. Васильева [и др.] ; под ред. 3. И. Васильевой. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 432 с.
  • История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 512 с.
  • Капранова, В. А. История педагогики : учеб. пособие / В. А. Капранова. - 3-е изд., испр. - Москва : Новое знание, 2007. - 240 с.
  • Латышина, Д. И. История педагогики и образования : учеб. / Д. И. Латышина. - Москва : Гардарики, 2007. - 526 с.
  • Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен в 2 ч. / Л. Н. Модзалевский ; науч. ред., вступ. статья, пред. указатель М. В. Захарченко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - (Библиотека русской педагогики).
  • Протасова, Е. В. История образования и педагогической мысли :  методические рекомендации для студентов педагогических вузов / Е. В. Протасова ; Соликамский государственный педагогический институт. - 2-е изд. стереотипное. - Соликамск, 2006. - 68 с.
  • Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : учебное пособие / Л. Д. Старикова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 434 с. - (Высшее образование).
  • Тебиев, Б. К. ...И в просвещении стать с веком наравне : педагогические искания и школа пушкинской эпохи / Б. К. Тебиев. - 2-е изд. - Москва : МПА-Пресс, 2012. - 178 с.
  • Афоризмы великих педагогов / ред.-сост. И. А. Корешкин. - Москва : Абрис, 2018. - 254 с. : ил. - (Мудрость тысячелетий).
  • Белинский В. Г., Герцен, А. И., Чернышевский, Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие / сост. А. Ф. Смирнов. - Москва : Педагогика, 1988. - 384 с. - (Б-ка учителя).
  • Владимир Даль : ребенок вас разгадал прежде, чем вы его разгадали! : советы педагогам XIX века, не устаревшие по сей день / ведущая рубрики О. Чагадаева, кандидат ист. наук // Родина. - 2021. - № 11 (ноябрь). - С. 12–14 - (Тема номера. Юбиляры. 220 лет Владимиру Далю).
  • Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. - Москва : Педагогика, 1991. - 176 с. - (Б-ка учителя и воспитателя: Страницы истории пед. мысли).
  • Дмитрий Менделеев : Истинное дело учителя делается исключительно нервами... / ведущая рубрики О. Чагадаева, кандидат ист. наук // Родина. - 2021. - № 8 (август). - С. 10-13. - (Открытый урок Родины).
  • Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под. ред. А. М. Арсеньева. – Москва : Педагогика, 1982. – 704 с. –  (Педагогическая библиотека).
  • Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. : В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - Москва : Педагогика, 1989. - 416 с. - (Б-ка учителя).
  • Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / Я. А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1982. - (Педагогическая библиотека).
  • Педагог Константин Ушинский - императрице Марии Александровне: Как воспитать из подростка достойного сына Отечества / Д. Овчинников, кандидат педагогических наук // Родина. - 2021. - № 1 (январь). - С. 10–15 - (Открытый урок Родины).
  • Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / И. Г. Песталоцци ; под ред. : В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - Москва : Педагогика, 1981. - (Педагогическая библиотека).
  • Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов ; сост. и авт. коммент. : А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. - Москва : Педагогика, 1985. - 496 с. - (Педагогическая библиотека).
  • Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах / Ж.-Ж. Руссо ; сост. А. Н. Джуринский ; под ред. Г. Н. Джибладзе. - Москва : Педагогика, 1981. - (Педагогическая библиотека).
  • Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н. Г. Чернышевский. - Москва : Педагогика, 1983. - 335 с. - (Педагогическая библиотека).
Категория: Образование | Добавил: elena
Просмотров: 140 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]