Общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства молодых рабочих, не получивших в детстве достаточного начального школьного образования. ШРМ позволяли обучающемуся выйти на образовательный уровень средней школы 10 - 11 классов (по образовательной системе СССР). Данные учебные заведения действовали с 1920-х гг., представляли собой школы для старших подростков и юношества, молодых рабочих, работающих в городах на предприятиях (ШРМ) и для крестьянской бедноты из числа юношества — в сёлах (ШКМ).
Школа рабочей молодёжи (ШРМ )в г. Соликамске
Впервые об организации образования для рабочей молодёжи задумались ещё в середине двадцатых годов. 7 апреля 1925 года вышел Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Положение о школах рабочих подростков»[1]. К 1930 году во всех краевых и областных центрах были созданы по несколько ШРМ, а также во многих сёлах открывались ШКМ. В рамках всеобуча и повышения уровня грамотности населения за счёт обучения в начальных школах детей и подростков, к 1935 году данная система обучения стала угасать.
Сеть данных школ получила особо широкое распространение вновь в 1940-е, в годы Великой Отечественной войны, в соответствии с постановлениями Совета народных комиссаров СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (15 июня 1943 г.), и «Об организации вечерних школ сельской молодёжи» (июнь 1944 г.)[2], согласно которому с 1 октября 1943 года в городах и рабочих посёлках организовывалась сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работающих на предприятиях и в учреждениях и желающих без отрыва от работы продолжать своё образование. Школа работала в составе 5-7-х и 5—10-х классов[3]. Необходимость открытия ШРМ обуславливалась общим запросом индустриальных предприятий страны на грамотную рабочую силу и в связи со сложившейся (в связи с эпохой ГУЛАГа) ситуацией, когда с середины 1930-х подростки массово отказывались от учёбы в школах в связи с необходимостью идти работать и добывать продовольствие для своей семьи.
В сельской местности в СССР существовали аналогичные школы сельской молодёжи, созданные, по официальной пропаганде, для обучения селян (как рабочих совхозов, так и колхозников) без отрыва от сельскохозяйственного производства. Их прообразом явились вечерние классы школы крестьянской (с 1930 года «колхозной») молодёжи, впервые открытые в 1928 году, производственное обучение в которых должно было быть подчинено задачам социалистических преобразований в деревне и проводилось в учебных хозяйствах, совхозах, кооперативах и колхозах. Школа колхозной молодёжи содействовала созданию колхозного актива в деревне, поднятию культурного и агрономического уровня крестьянства, овладению в колхозах новой сельскохозяйственной техникой. Однако к 1934 году школы колхозной молодёжи были преобразованы в обычные сельские неполные средние школы (семилетки).[4]
Следующим этапом развития вечернего образования на селе, в 1944 году, становятся школы сельской молодёжи. В отличие от школ рабочей молодёжи, эти школы давали учащимся подготовку в объёме начальной и 7-летней школ. Школы сельской молодёжи открывались в крупных селениях, колхозах, совхозах и МТС в составе 1—4-х и 1—7-х классов. С 1956 стали действовать также средние школы сельской молодёжи в составе 5—10-х и 8—10-х классов.
В народе школы рабочей молодёжи в шутку прозвали «шаромыгами» (производное слово от аббревиатуры ШРМ)[5][6]. В настоящее время профессиональные училища на молодёжном сленге также иногда называются шарагами, что, вероятно, является производным от шаромыга.
В 1958 году многие (но не все[7]) школы рабочей и сельской молодёжи были переименованы в «вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы». Так или иначе данная система позволяла молодым взрослым людям всё-таки получить среднее образование для успешной работы на предприятиях постиндустриальной эпохи или для того, чтобы пройти образовательный ценз для продолжения обучения в техникумах и вузах.