Народный промысел это отражение богатства русской души. Украшения из
малахита открывают мистическую потаенную сторону ее проявления. Ведь
таинственные разводы оттенков зеленого имеют самую огромную связь с
легендами и поверьями с древности. Люди верили, что он проводит на Землю
Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов.
Поговаривали, что камень даже может претворить человека в невидимку, а
так же исполнить любое желание, поддержать в различных делах.
(Малахит - необработанный самородок)
Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но
когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то
популярность его резко возросла. Нашими добытчиками были найдены
минералы с весом несколько сот тонн. Минерал самого большого размера,
который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году ХIX века.
Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах
послужило стартом для истории камнерезного промысла: умельцы начали активно создавать
украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его
часто комбинировали с ценными камнями.
(Знаменитое медноруднянское месторождение расположенное в Нижнем Тагиле)
Открытие Медноруднянского месторождения подтолкнуло мастеров на
зарождение нового и по сей день редкого стиля производства изделий
из малахита «русская мозаика». 1726-й год стал временем открытия
первого обрабатывающего зеленый минерал производства. После этой
мастерской через почти сорок лет была открыта Екатеринбургская
гранильная фабрика. Где камень добывали, обрабатывали, резали, а так же
обучали мастеров. Она выпускала вазы, столешницы, камины, а также
небольшие подносы, пуговицы, табакерки. Под покровительством фабрики
каменный промысел распространился среди кустарей. К концу XIX века
на Урале сложились определенные традиции. Так, черную смородину вырезали
из темного агата, белую — из горного хрусталя, малину — из селенита
и родонита. Каждую ягодку вытачивали особым способом, например белую
смородину склеивали из двух полусфер и обязательно высекали внутри
тоненькие желобки. Мастерство уральцев отразилось в знаменитых сказаниях
Павла Бажова о Даниле-мастере и малахитовой шкатулке.
Павел Петрович Бажов начинал свою карьеру учителем в школе
глухой уральской деревни Шайдуриха, заселённой старообрядцами. От них
писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью
на Урале и фольклорными обычаями местного населения.
Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря
заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н.
Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают
использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый
зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в
особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные
работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Им
же облицована целая комната Зимнего дворца, названная "Малахитовой
гостиной".
Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее
основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения
стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками
камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так
создается иллюзия резьбы из монолита. Малахит часто
использовали вместе с металлами (чаще всего с позолоченной бронзой) и
россыпями полудрагоценных камней-самоцветов.
Практически в каждом уральском
городе есть хоть одна мастерская, где работают мастера камнерезы. Они делают: вазы, часы, табакерки, шкатулки, канделябры, камины,
столешницы, пуговицы, подносы, чарки и чернильницы.
Добыча малахитовых руд происходит во многих странах. Среди современников
лидирующие позиции по поставкам занимает Республика Конго. Но минералы
сравнимые по красе с уральскими очень редки, похожие
самородки находят в Алтайском крае.
Источник: https://schci.ru/uralskiy_malahit.htmlhttps://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/
|