16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 3
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Весь Урал

Сибирский тракт
17.04.2023, 08:02
Богата история Пермского края. Сибирский тракт – одна из его страниц. Не только в Перми, но и многих населенных пунктах края главная улица названа в его честь.

Сибирский тракт проходил через наш город. Сибирская улица чуть ли не старше самой Перми. Датой основания Перми считается 15 (4) мая 1723 года. Тогда это был поселок Егошихинского медеплавильного завода, и по его центру проходила дорога из Москвы в Сибирь. Город рос, до 1917 года улица была его главной магистралью. В советское время она называлась улицей Карла Маркса, а в 1998 году ей вернули старое название.

Сибирский тракт, который называли и Московским, Московско-Иркутским, Московско-Сибирским, Великим, Большим трактом или Осьмой государственной дорогой, являлся старинным сухопутным маршрутом, через Сибирь соединяющим европейскую часть России с границей Китая.

Сибирский тракт полтора века связывал Европу и Азию. Начинаясь в Москве, он шел в Сибирь и Китай, влияя на жизнь поселений вдоль него, преображая их. Это дорога с причудливыми поворотами, так как шла обязательно через места, где жили люди, и можно было найти еду и кров. Вот такая взаимная зависимость.



Дорога скорби и дорога страсти,
Дорога боли, рухнувшей мечты,
Дорога всех невзгод и всех несчастий,
Дорога вечности и вечной суеты.


До конца XVII века из России в Сибирь добирались реками, их соединяли сухопутные пути, волоки. Об этом писал протопоп Аввакум в «Житии» и Даниэль Дефо в «Робинзоне Крузо».

Невозможно назвать точную дату начала строительства великой дороги. Ее просто нет. Постепенно строились отдельные куски, проводились исследования. Можно отметить заслуги в этом деле Ермака, Витуса Беринга, Петра Первого.

http://fotostarina.ru/file/perm/375_Sibirskaya_zastava._Perm._Staroe_foto..jpg
 Старо-сибирская застава. 1910 год (Пермь, улица Сибирская)

Основательный толчок к строительству тракта дал Кяхтинский российско-китайский договор (1725 год). Между двумя государствами завязались отношения в разных областях, требовалось хорошее сообщение. Началось строительство, которое тянулось до середины XIX века.

Вторая половина XVII века – на Пермской земле началось строительство Сибирского тракта, в тот период было сообщение между Кунгуром и Сибирью.

Тракт пролегал через многие города – Муром, Арзамас, Тюмень, Томск…  Было две ветви. Южная – через Казань и северная, шедшая по Вятскому краю. Соединившись в Пермском крае, они шли за Урал. 

Сибирский тракт

Октябрь 1696 года – правительство решает закрыть путь в Сибирь. И уже к началу XVIII века дорога сохраняет лишь местное значение, и используется для связи между заводами, расположенными на Урале.

Начало XVIII века – на Сибирском тракте построен участок дороги, соединяющий Кунгур и Егошихинский завод.

1724 год – начиная с этого года Сибирский тракт используется лишь для почтовой надобности.

1765 год – упраздняются внутренние таможни и Сибирский тракт вновь приобретает всероссийское значение.

1800-1811 годы – пермский губернатор К. Ф. Модерах взялся за обустройство Сибирского тракта.

По протяженности тракт равен четверти длины экватора. Долгие годы это была главная дорога в России, заслуженно называющаяся Великой. Шел товарообмен между губерниями, вблизи образовывались ярмарки. Трактом пользовались и другие государства Европы для торговли с Китаем.

Это была единственная возможность попасть на восток для служилых людей, купцов, переселенцев, ученых, путешественников. Назовем имена тех, кто в разные годы пользовался этим путем: Иван Ползунов, Александр фон Гумбольдт, Николай Пржевальский, Антон Чехов, Александр Герцен, Владимир Короленко и многие другие.

В 1837 году по тракту ехал наследник престола, будущий Александр Второй, в сопровождении своего наставника поэта Василия Андреевича Жуковского.

Сегодня мы сетуем на дороги. Справедливо называем их одной из бед России. В прежние времена Сибирский тракт имел первую категорию и являлся государственной дорогой. По нему возили корреспонденцию из царского двора. Для ускорения доставки курьерам было запрещено останавливаться около питейных заведений. Валдайские колокольчики на шеях курьерских лошадей давали привилегию, все были обязаны уступать им дорогу. Станционные смотрители при звуке колокольчика должны были срочно готовить лошадей на смену. Многие богачи испрашивали разрешение повесить колокольчик на дугу своего экипажа. Ничего не напоминает? Может, не так сильно все изменилось?

Дорога требовала ухода. Надо было ставить верстовые столбы, строить переправы через реки и горы, мостить путь камнем, делать деревянные настилы на болотах. Работала хорошо слаженная дорожная служба, следящая за состоянием тракта. Многое возлагалось непосильным грузом на плечи местных крестьян.

Екатерина II дала распоряжение посадить вдоль тракта березы для защиты от снежных заносов и обозначения пути. Это тоже было поручено крестьянам. И сейчас на бывшем тракте можно увидеть очень старые березы. Екатерина позаботилась не только о деревьях, именно при ней были поставлены верстовые столбы, начали строиться почтовые станции с избами для ямщиков.

В начале XIX века на пермском Сибирском тракте размещаются станции Коянова, Янычи, Кыласова, Кунгур, Сабарка, Ключи и Быкова. Большим неудобством для проезжавших по тракту являлось отсутствие моста через реку Бабка – при весеннем половодье приходилось ехать в объезд, совершать значительный крюк и дважды переправляться через Сылву.

Есть очень грустная страница жизни тракта. По нему шли арестанты в Сибирь, поэтому он в народе называется великим кандальным путем.

В XIX веке вдоль всего тракта стояли этапные остроги. Пеший переход был труден, а длительность пути от Петербурга до Иркутска составляла два года. При острогах обязательно был кузнец, он снимал кандалы на отдыхе, потом снова заковывал заключенных. Конвоиры были на конях. Ссыльным делались небольшие поблажки.

Александр Данилович Меньшиков не избежал ссыльной доли, проезжал по тракту, проходили и проезжали декабристы (121человек), потом их жены.  Александра Муравьева везла декабристам послание Александра Сергеевича Пушкина. Дважды (1790 и 1797 годы) в Якутию в ссылку и обратно ехал Александр Николаевич Радищев. В 1850 году тракт видел петрашевцев в кандалах, среди них был Федор Михайлович Достоевский, а в 1864 году этот же путь проделал Чернышевский.

Михаил Осоргин, писатель, родившийся в Перми, очень выразительно описал Сибирский тракт в Перми, начинающийся между столбами заставы и уходящий далеко-далеко, утоптанный арестантами и укатанный каретами и повозками:

«Между столбами заставы зачиналась и дальше уходила прямой гладью в тысячевёрстие, лишь поднявшись и сбежав через хребет Уральских гор, укатанная почтовой гоньбой и утоптанная арестантами нескончаемая дорога, которую мы называли Сибирским трактом.»

Жители улицы, прохожие видели людское горе, понурых арестантов, бредущих по улице. К чести пермяков считалось необходимым подать этим людям милостыню и даже поблагодарить их за возможность сделать доброе дело. Владимир Иванович Немирович-Данченко был приятно удивлен этим мудрым обычаем. Люди не считали, что идут безвинно осужденные, нет, они были законопослушны и совсем не одобряли врагов царя, коими считали арестантов. Но человек в беде – это человек в беде, голодного надо накормить, холодного – обогреть. А там Бог рассудит. Так думали в большинстве своем русские люди. Во дворах даже оставляли еду, чтобы могли поесть беглые, если такие появятся.

Середина XIX века – в казне отсутствуют деньги на содержание тракта, и дорога постепенно приходит в упадок.

Увеличивавшийся грузо- и пассажирооборот на состоянии дороги тоже сказываются не лучшим образом: в 60-х годах XIX века по нему за год проезжало до 20 тысяч пассажиров, проходило порядка 18 тысяч арестантов и провозилось свыше 3 млн. пудов грузов.

2-ая половина XIX века – на Урале строятся железные дороги и Сибирский тракт теряет свое значение для экономики России.

Появление речного пароходства, а особенно строительство Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1903 году, свели на нет необходимость Сибирского тракта.

Но пришел век XX, на дорогах появляется автомобильный транспорт и правительство вновь вспоминает про некогда великую Осьмую государственную дорогу.

30-е годы XX века – началась эпоха нового благоустройства Сибирского тракта – его асфальтируют (полностью завершили только в 1993 году).

Сегодня европейская часть России связана с Сибирью и Дальним Востоком автодорогой М-7.  Современная трасса отличается от старого тракта, ее маршрут в ряде мест пролегает по новому пути – для спрямления автомагистрали. Наиболее крупными населенными пунктами на ней являются: Лобаново, Кунгур и Суксун.

Многие заброшенные участки сохранились, используются, другие заросли травой и деревьями.

Протяженность современного Сибирского тракта, проходящего по территории Пермского края от города Перми до границы Свердловской области, составляет 178 км.

Богата история Пермского края. Сибирский тракт – одна из его страниц. Не только в Перми, но и многих населенных пунктах края главная улица названа в его честь.

Автор: Марина Рыжова
Источник:
https://gorod342.ru/stati/o-permi/sibirskii-trakt.html

Литература:
  • "И новый день так тесно с прошлым спаян..." : сценарий исторического вечера-викторины о Сибирском тракте / авт.-сост. А.Ф.Старовойтов. - Пермь, 1983.
Категория: Весь Урал | Добавил: elena
Просмотров: 218 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]