16+ МБУК "ЦБС"
http://solbiblfil2.ucoz.ru/risunok11.png
Календарь событий
https://3.bp.blogspot.com/-y9jbnlhsVuw/V84ul4K7zTI/AAAAAAAAFto/X8__JQ_7VLMpRFm8mRTj31EjyUDIwQ-4QCLcB/s1600/97249274.jpg
Наш опрос
Как вы узнали о сайте?
Всего ответов: 59
Новинки литературы
Мы ВКонтакте
http://n-ufa.ru/images/stories/StatesS/knopka.png
Фраза дня
Оценка качества
Оценить работу МБУК "ЦБС" г. Соликамска вы можете, пройдя по ссылке:

image_1371152877.jpg

Поделиться...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Мы предлагаем

Главная » Файлы » Краеведение » Это интересно!

Изобразительное искусство Прикамья
10.05.2017, 11:15
История Пермского края интересна и удивительна. Своими корнями уходит она вглубь веков, в далёкое-далекое прошлое. На территорию, ныне занимаемую Пермским краем, первые люди пришли 250 – 300 тысяч лет назад. В то время Уральские горы были выше, климат – более тёплый и мягкий, повсюду бродили крупные животные  (древние быки, большерогие олени, пещерные медведи). Они стали объектами охоты неандертальского человека, пришедшего с далёкого юга.

В это время начинает развиваться изобразительное искусство, основным сюжетом которого на долгое время стало изображение зверей и птиц.

У древнего населения Урала тогда наиболее совершенным видом искусства была пещерная живопись. Характерной особенностью рисунков эпохи палеолита  (Каменный век) были рисунки, написанные красной краской, состоящие из охры со следами животного клея. Замечательные памятники такой живописи был открыт на Южном Урале в пещере Шульган-Таш или Каповой зоологом А.В. Рюминым в 1959 году.

Капова пещера (Шульган-Таш)

В настоящее время в Каповой пещере изучено более трех десятков красных рисунков на обоих этажах пещеры. Среди них семь мамонтов и два носорога.

Рисунки расположены в труднодоступных местах пещеры, на расстоянии 300 м от входа.

На рисунках в Каповой пещере художнику удалось передать силу и мощь величаво выступающих мамонтов и некоторую тяжеловесность мирно пасущейся дикой лошади.

Реконструкция наскальных рисунков в Каповой пещере

Открытие в Каповой пещере поставило Урал в ряд древнейших очагов палеолитической живописи мира. По количеству и качеству росписи Каповой пещеры относятся к лучшим образцам пещерной живописи Европы.

Хоть неандертальцы умели разводить и поддерживать огонь, строить примитивные жилища, спорить с природой всё же не могли. В их жизнь вмешалось оледенение, и 60 – 50 тысяч лет назад древние люди были вынуждены отступить и покинуть обжитые территории. Так вслед за крупными теплолюбивыми животными территорию Пермского края покинули и люди, которая во время оледенения превратилась в снежную пустыню.

Но время шло, ледниковый период сменялся межледниковой эпохой, и в Прикамье вновь появились сначала крупные животные (мамонты, шерстистые носороги, олени), а затем и люди. Человек вернулся сюда около 30 – 25 тысяч лет назад, постепенно поднимаясь в предгорья Урала. Следы человека того времени были найдены на стоянке около деревни Остров, на берегу Чусовой (стоянка Талицкого).

В культурном слое стоянки во время раскопок были собраны кремневые и хрустальные скребки для обработки шкур, кремневые ножи. Культурный слой стоянки, в котором находились орудия труда и другие предметы, был перекрыт 16-ти метровым отложение глины, нанесенным с более высоких участков берега.

Расцвет искусства каменного века на Урале приходится на период неолита. В эпоху неолита развиваются различные виды искусства: наскальная живопись, деревянная, каменная, глиняная и костяная скульптура, орнамент.

В неолите получает дальнейшее развитие наскальная живопись. Реалистические силуэты изображения животных и человека встречаются на обоих склонах Уральских гор. В Прикамье в числе лучших памятников подобного рода относятся рисунки Писаного камня на р. Вишера. Для них характерны простота форм, силуэтное изображение животных и человека. В группировке этих изображений видны зачатки композиции, несколько рисунков объединены одной темой (охота на медведя, ловля рыбы заколом).

Всего на Писаном удалось обнаружить около 300 рисунков. Они сделаны разными красками, на разной высоте, в разное время. Их рисовали на скале так, чтобы они были видны с реки. Самые нижние из них расположены на высоте 2 метров, есть они и на высоте более 7 метров. Самые древние рисунки сделаны темно-бордовой краской и покрыты сверху серым известковым налетом. Краски наносились густо, и рисунок получался слегка выпуклым, рельефным.



У подножия одной из скал (где изображено около 200 рис.), примыкает небольшой участок суши,  найдены остатки очагов, кремневые орудия, медные бляшки, костяные и железные наконечники стрел и др. предметы.

По археологическим параметрам это место определено как жертвенное. Здесь происходили магические обряды поклонения Солнцу, лесным и речным духам.

Жертвенное место под Писаным камнем имеет большое значение как своеобразный и исключительно редкий памятник первобытного Урала, а также прекрасный образец наскального изобразительного искусства Урала эпохи неолита.

Около трёх с половиной тысяч лет назад, обитатели Урала научились плавить металл. Сначала из меди и бронзы изготовляли только орудия труда, нередко украшая их изображением животных. Позднее, когда научились добывать железо – материал более прочный и пригодный для орудий и оружия, медь и бронза стали использоваться больше для изготовления украшений, утвари и предметов религиозного культа.

Плавили металл в глинобитных домницах.  Мастера-литейщики применяли различные приемы: плоское одно или двустороннее литье, объемное или рельефное литье в жестких (каменных, глиняных, костяных, а может быть и деревянных) формах.

Кроме литья, древние мастера использовали и более простые приемы – вырезание фигур из раскованного медного листа, выпуклую чеканку, оттиски металлическим штампом, гравировку и процарапывание рисунка, а также отливку отдельных частей композиции и напайку их на поверхность основной заготовки.

Конечно, кроме металла, человек с древнейших времен применял для изготовления предметов искусства и другие материалы – дерево, бересту, кожу, мех, ткани. Но они очень редко доходят до нашего времени, т.к. сохраняются в особых условиях, например в торфяниках.

Изобразительное искусство начало развиваться ещё в каменном веке, и связано оно с основным видом  деятельности людей – охотой, а также с языческим верованием в обожествляемое животное или растение, считающееся предком рода.  Поэтому основными сюжетами этих украшений надолгое время стали изображения птиц и животных. Многие из этих древних вещей представляют собой подлинные произведения искусства.

Источник: главы из сборника краеведческих сценариев "Наше наследие". выпуск 3 (2012), авт.-сост. Т. Буякова МБУК "ЦБС"
Категория: Это интересно! | Добавил: elena
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]