16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 2
Погода
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » Имена в истории Пермского края

«Пермские боги»
10.03.2017, 10:33
Игорь Грабарь в экспедиции по нашему краю

Первый директор созданной в 1923 году в Перми художественной галереи Н. Н. Серебренников сразу отправился в экспедицию по краю для сбора экспонатов и привез 16 деревянных скульптур. Всего экспедиций было шесть. Коллекция из 324 предметов оказалась уникальной, и весть о «пермских богах» разнеслась далеко за пределы Перми. Собиратель древнерусского искусства И. Э. Грабарь списался с Серебренниковым и попросил его взять одну из экспедиций. Тот с радостью согласился.

«Я полон впечатлений…»
 
«Совершенная в 1925 году поездка по маршруту: Пермь–Усолье–Орел–Пыскор–Соликамск–Веретия–Ленва–Дедюхино–Пожва–Пермь, преследовавшая свою цель – осмотр совместно с профессором И. Э. Грабарем памятников зодчества, дала в пополнение коллекции семь деревянных скульптур», – пишет он. В Усолье и Орле они были 20 августа, в Пыскоре, Соликамске, Веретеи, Ленве и Дедюхино – 7 сентября 1925 года. Грабарь писал своей жене 23 августа из Соликамска: «Совершенно здоров и ни на что не жалуюсь, но все мы болеем стариной и пленены искусством. А тут его непочатый край».
Письмо из Перми 17 августа 1925 года:
«Завтра вечером еду на пароходе по Каме в Соликамск, – сутки с чем-то езды. До Соликамска из-за мелководья пароход не идет, останавливались у Нового Усолья. Новое Усолье – это один из трех округов, на которые распалась бывшая Пермская губерния, ныне существующая. Из Нового Усолья до Соликамска придется ехать на лошадях, если не посчастливится получить лодку моторную. В Пермском музее в течение последних лет организована замечательная выставка деревянной скульптуры XVI-XIX веков из верхнекамских церквей (всего 280 скульптур). Такого обилия и подбора материала нет ни в одном музее».
Письмо из Орла, 20 августа 1925 года:
«Поехали на лошадях до Нового Усолья, назад вниз по Каме верст за 12 в Орел-городок. Это первое селение Строгановых на Урале. Аника Строганов подъехал к Ивану Грозному с докладной запиской, просил дать в собственность три миллиона десятин на Урале, будто бы никем не занятых. Из Сольвычегодска сыновья его приехали в Орел-городок, где строили церкви и жертвовали иконы. Мы нашли здесь ряд подписных строгановских 1604, 1606 и других годов и ряд более древних больших икон. Сейчас сижу и пью чай, а Серебренников производит операцию «изъятия» в Пермский музей, что у него может и сорваться, несмотря на захваченные с собой наши «декреты и инструкции, и бумаги» от Новоусольского окружного исполкома… Моторных лодок нет, и поэтому в Чердынь не поеду, ограничившись Соликамском да кое-какими окрестностями… Кончилось благополучно: 12 первоклассных вещей, в том числе и икон, вывезли».
Эти иконы составляют теперь золотой фонд Пермской художественной галереи, почти половина из них в постоянной экспозиции.
Письмо из Соликамска 23 августа 1925 года: «Город вроде Гороховца по необычайности впечатлений. Точно сразу переносишься в XVII век, 13 церквей и домов-то всего сотни две, да из них добрая треть XVIII века, а часть XVII. Я полон впечатлений и очень доволен поездкой. Жаль только, мало фотопластинок взял и приходится экономить. Перепадали дожди и опять солнце. Времени тоже мало, тут дела нашлось бы на две недели работы с утра до ночи. Чуть ли не через день – изразцовые печи екатерининского, елизаветинского, анненского и петровского времен. Попадаются и более ранние – конца XVII века. И все это родовые. Можно отличную монографию посвятить только одному Соликамску.
Городок совсем захолустный. Раньше был уездным центром, теперь хоть и остался «районным», но очень снизился…
Очень замечателен воеводский дом XVII века. Один из самых драгоценных памятников гражданского зодчества Древней Руси. До того здесь хорошо, стародавне, уютно и душевно, что, кажется, поселиться бы тут с радостью на долгие годы, если не навсегда».
Но этой старине оставалось жить всего два года. Начнется строительство калийного комбината, появятся современные здания, проведут железную дорогу от Березников. Дом воеводы будет окружен с левой стороны современной школой, справа в 2008 году построен магазин сувениров. В Дедюхино Грабарь обратил внимание на несколько вещей, и в Пермь вывезли четыре скульптуры – сидящего Спасителя высотой 82 см, сделанного из липы, апостолов Петра и Павла высотой 20 см из позолоченной липы и Распятие с предстоящими. Все вещи хранятся в запасниках, никогда не выставлялись и не репродукцировались в книгах.

Рубежское распятие

Все, кто бывал в Пермской художественной галерее в зале деревянной скульптуры, обращали внимание на могучую фигуру распятого Христа высотой 180 см с монголоидным лицом. Выполнен он из березы. Большинство скульптур делается из мягкой липы. А береза – материал, трудный для обработки, он придает скульптуре больше мужества. Постамент изготовлен из большого куска почти не обработанной сосны. Поступило Распятие в галерею еще в 1923 году до приезда Грабаря, но тот, конечно, обратил внимание на него и использовал в своих трудах.
Нам оно особенно интересно, так как на этикетке значится «Усолье». Взято Распятие из Рубежской церкви. По преданию, приплыло весной по воде, было внесено в храм, тогда еще деревянный. Храм сгорел, а Распятие оказалось целым, но с сильными следами копоти, видными и сейчас. Церковь отстроили уже в каменном исполнении, и она стояла до 1923 года.

Серебренников в книге «Пермская деревянная скульптура» пишет: «Большая сила и могущество воплощены в скульптуре Распятого Христа из Рубежской церкви в Усолье. Очень внушительная по размерам фигура этого Распятого с большими мускулистыми руками и ногами. Голова немного склонилась, на монголоидном лице нет страдания, высоко поднятая грудь импонирует желаемому выражению лица и силы фигуры. Вся фигура вырезана высоким горельефом из массивного материала – березы. В отношении рубежского распятия известно, что по преданию оно в 1755 году приплыло сверху по Каме в Усолье и остановилось в полое против Рубежской церкви. Написано это в Пермских епархиальных ведомостях в 1875 году. Оно было взято и поставлено в церковь. Далее указывается, что Распятие до этого находилось в Пыскорском монастыре. Не вдаваясь в рассмотрение правдоподобности этого предания и лишь указывая на возможность каждой плывущей по Каме сверху вещи останавливаться в Рубежском полое вследствие поворота реки на этом месте, тем не менее возможно признать эту по каким-то причинам точно указанную дату – 1755 предельной для описываемой скульптуры в том смысле, что изваяна она ранее – в первой половине XVIII века».
В журнале «Новый мир» в 1965 году появилась статья Льва Любимова «Пермские боги». Она вызвала большой интерес и большие споры. Описывая почти все экспонаты галереи, Любимов выделил «наше» Распятие: «И еще одно Распятие неотразимо манит посетителя, как только он вступает в мир «пермских богов» – одно из самых больших, темно-коричневое однотонное «Распятие Рубежское». Монголоидное лицо простое, величавое и поникшее. Высоко поднятая грудь, сухие мускулистые руки и ноги. От всей фигуры веет силой, гибкой, пружинистой и себя сознающей… Скакать бы этому богатырю с колчанами и луком на лихом коне! Но здесь эта сила повержена и распята, и в этом трагизм образа, запоминающегося навсегда».
Сидящий Спаситель, вывезенный в 1923 году из Спасо-Преображенского собора в Усолье, всегда находился в экспозиции Пермской художественной галереи. Лев Любимом пишет о нем: «Сидели фигуры, которые также запомнились мне навсегда, – «Страдающие Христы». Их здесь семь или восемь в натуральную или почти натуральную величину, поставленные в ряд, и имена их: «Соликамский», «Редикорский», «Усольский», «Чермозский», «Сиринский», «Усть-Косвинский», «Подъячевский»... Вот этот обнажен, а тот – в синем коми-пермяцком плаще-шабуре, праздничном халате с цветной опояской. Один – типичный коми-пермяк, другой – чисто русский всем своим обликом. Полную гамму чувств, раздумий, переживаний выражают их лица… Глубокая дума на добром лице, как у этого русского мужичка в терновом венце и кандалах, который называется «Христом Соликамским».

На реставрации в центре Грабаря

В богатейшем собрании деревянной скульптуры Пермской художественной галереи имеется шесть вещей из Усолья, четыре из Орла, три из Дедюхино. Всего 13. Вторым после Пермской художественной галереи по количеству «пермских богов» является Березниковский историко-художественный музей им. И. Ф. Коновалова, в экспозиции имеются и Распятие, и сидящие Спасители.
Но главной заслугой И. Э. Грабаря считается создание реставрационной мастерской, именуемой «грабаревским центром». Предметы из Березниковского музея тоже прошли через него. Лариса Федоровна Коржавкина, возглавив в 1984 году художественный отдел музея, используя свои связи, знакомства в хорошем смысле слова, через искусствоведов и реставраторов добилась, чтобы предметы попали в Москву. Сделать это непросто: большие затраты, транспортировка. На реставрации в центре Грабаря были «Богоматерь Деисусная», «Сошествие Святого Духа», «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Дама в розовом» и из деревянной скульптуры – Николай Можайский (последнее по времени поступление в музей, в 1965 году в глухой усольской деревне Гари ее приобрел искусствовед Виктор Цыпуштанов). Все предметы в данное время находятся в постоянной экспозиции. Рубежское Распятие всегда было выставлено в Пермской художественной галерее с 1923 года. Оно стало настолько привычным, что в августе 2010 года я сразу заметил его отсутствие. Знакомая служительница зала сказала, что его моют и чистят и среди прочих экспонатов повезут на выставку во Францию, в город Лион. На мои возражения и беспокойство ответила: «Он в воде не утонул, в огне не сгорел, выдержит и эту поездку». После этого в областной газете «Звезда» развернулась бурная дискуссия, специалисты и любители были против этой поездки, вредной для древних скульптур. Кто-то в знак протеста уволился из галереи, но руководство осталось непоколебимо, и в начале сентября 2010 года на специальном трейлере коллекция (в том числе и «наше» Распятие) отправилась в Европу. В январе 2011 года Пермское телевидение показало сюжет о прибытии пермских богов в галерею, их распаковке. Хранитель древнерусского искусства сказал, что все обошлось благополучно, повреждений нет.
Ни в центральной газете «Культура», ни в пермской «Звезде» не было ни слова о том, как проходила трехмесячная выставка во Франции. Очень хочется прочитать, что писали французские искусствоведы, художники, журналисты, посетители о «пермских» богах, особенно о Рубежском Распятии. Но, увы, этого мы, видимо, никогда не узнаем.
Геннадий ВЕРЕВКИН

Историческая справка:

https://cdn.culture.ru/images/54c35c60-c1cf-57fe-a7f9-28c394bc83c9/_/igor-grabar.-avtoportret-s-palitroi-fragment-.-1934.-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva.webp

Грабарь Игорь Эммануилович (1861-1960) - живописец, искусствовед, народный художник СССР, действительный член Академии наук СССР, профессор Московского университета. Грабарь учился в Петербургской Академии художеств у И. Е. Репина и продолжал учебу за границей в Мюнхине в знаменитой школе Ажбе. Вернувшись в Россию, он сразу привлек внимание жизнерадостными и мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы – «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Мартовский снег». Потом он создает натюрморты, жанровые картины, портреты, но основным в его работе остался пейзаж.
Грабарь – автор монографий о Репине, Серове, Левитане. Он был инициатором издания, редактором и автором важнейших разделов первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909-1916). В 1913-1925 годах Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному признаку и издал каталог.
Но, наверное, главная заслуга Грабаря – постановка реставрации произведений искусства на научную основу. До этого реставрация проводилась неумело, многое было испорчено. В 1918 году он создал ВХНРЦ (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр), который существует по сей день, носит его имя и который он долго возглавлял.


Источник:
http://bervecher.livejournal.com/29818.html

Литература:
  • Михайлюк, В. М. Пермский лексикон / В. М. Михайлюк. - Пермь : Кн. изд-во, 2001. - 264 с. : ил.
Рекомендуем к просмотру сюжет о фондах Пермской галереи:

Журналист телекомпании "Рифей " Вера Калинина заглянула в хранение пермской деревянной скульптуры. Об истории собирания коллекции рассказала хранитель Ксения Зубакина.

Категория: Имена в истории Пермского края | Добавил: elena
Просмотров: 963 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]