В настоящее время невозможно себе представить улицы
Перми без привычных нам автомобилей, шума двигателей и транспортного
потока на дорогах, а ведь чуть больше ста лет назад появление первого
автомобиля на улицах Перми вызвало панический страх у жителей.
В 1900 году Анна Степановна Любимова - сестра известного
пароходовладельца - любительница всего нового и необычного отправилась в
Нижний Новгород на знаменитую ярмарку. В это время в России первые
автомобили стали появляться только на улицах Москвы и Санкт-Петербурга, в
провинциальных же городах о самодвижущихся экипажах только слышали и
читали.
Любимова купила автомобиль зарубежного производства
черного цвета, выложив за него весьма внушительную сумму, после чего
покупку с большим трудом погрузили на баржу и привезли в Пермь. Вместе с
автомобилем в город прибыл и шофер, так, как только он мог приводить
его в движение и знал его конструкцию.
При выгрузке автомобиля в
Перми на пристани, где находилось большое количество извозчиков,
произошло досадное происшествие - когда автомобиль тронулся с места,
загрохотав и выпуская облака газа, лошади в панике заметались, калеча
себя, извозчиков и пассажиров. Далее автомобиль проехал вдоль Камы и
свернул на улицу Сибирскую. Очевидцы вспоминали, что прохожие, видя
незапряженную извергающую дым "телегу" без лошади, падали на колени и
крестились, крича: «Господи! Это же нечистая сила!!!»
Автомобиль
доехал до Сибирской заставы (сейчас рядом находится парк им. Горького) и
напугал до смерти хромого солдата, дежурившего на посту, поэтому тот не
успел поднять шлагбаум - автомобиль ударился о препятствие, а водителя
выбросило из сиденья. Немного проехав машина врезалась в ворота
трактира, приведя в ужас подвыпивших посетителей.
На место
происшествия прибыли жандармы. Перевернувшийся автомобиль с помощью
грузчиков и лошадей доставили хозяйке. Извозчики же, понесшие убытки от
автомобиля написали прошение губернатору с просьбой запретить ездить по
Перми «чертовой колымаге», однако губернатор не желавший портить
отношения с влиятельной семьей Любимовых наложил на письмо резолюцию,
дав тем самым официальное разрешение властей на движение автомобилей по
пермским улицам.
Вторую автомашину в Пермь привез некто Василий
Возжаев в 1909 году, тоже из Нижнего Новгорода. Это был дубль-фаэтон
«Лесснер» с мотором в 32 лошадиные силы. Эту машину уже
сфотографировали.
Новый вид транспорта неумолимо входил в жизнь
города, и к концу 1909 года, по улицам Перми ездили уже 3 автомобиля и
ожидалось прибытие еще 10.
Городская управа озаботилась регламентированием их движения и утвердила предельную скорость – 12 км/ч.
Вот так, в размеренную жизнь губернского
города Пермь с треском и шумом въехал автомобиль, скоро ставший, однако,
неотъемлемой её частью.
Источнике:
https://vk.com/wall-156568278_8465
Литература:
- Трапезников, В. Н. Летопись города Перми / В. Н. Трапезников. - Пермь, 1998. - 272 с. : ил.