Наша
красавица Кама освободилась от ледяных оков, вода в ней постепенно
начинает прибывать. В Усолье заметно увеличилось количество желающих
полюбоваться красивыми историческими видами, отдохнуть всей семьёй,
подышать речным воздухом.
А ещё 100-150 лет назад
в это же время года жителям Усолья, занятых на соляных промыслах, было
не до отдыха. С начала апреля до середины мая для них наступала очень
горячая пора: подготовка и отправка для продажи в центральные районы
России вываренной здесь за год соли.
Складировали и хранили соль
в больших соляных амбарах, стоявших на берегу Камы. Они были
оборудованы эстакадами, к которым в период половодья причаливали баржи -
специальные плоскодонные суда, предназначавшиеся для транспортировки
соли, так как в то время её можно было перевозить только водным путём.
Вместимость
барж составляла от 30 до 65 тысяч пудов соли. В зависимости от тоннажа
они назывались ладья (или лодья), бархот, расшива. Как правило,
одновременно в путь отправлялись несколько барж, объединённых в соляной
караван из 10-16 судов.
С началом весенней навигации население
села увеличивалось в полтора-два раза (для сравнения: в 1834 году в
Усолье проживало почти 7 тысяч человек, а в 1912 году - 8275 чел.) На
заработки в Усолье шли крестьяне из Чердынского и Соликамского уездов, а
также из уездов Вологодской и Вятской губернии. Дополнительные рабочие
руки требовались для оснастки, загрузки и транспортировки судов.
Отправка
соляного каравана всегда сопровождалась торжественным молебном. В
Усолье он традиционно проводился у часовни Спаса Убруса.
До
устья Камы баржи с солью шли своим ходом. Дальше по Волге, против
течения, их тянули бечевой работные судовые люди – ярыжные.
Соль-пермянку
хорошо продавали на территории Пермской губернии, но больше всего
вывозили в Нижний Новгород, откуда потом направляли в другие российские
города.
А как пермянку доставляли в центр нашей страны полтора века назад, сейчас можно увидеть лишь на старых фотографиях и картинах.