Многие создатели первых пермских ателье были
приезжими. Сегодня речь пойдет о выходце из венгерских графов, офицере
и участнике венгерской революции 1848-1849 гг. – Морице
Гейнрихе-Ротони. После подавления восстания
Мориц разыскивался полицией, вынужден был бежать и скрылся на территории
Российской империи. Первоначально в Оренбурге, где сменил фамилию
Ротони на Гейнрих и женился. После Гейнрих перебрался в Пермь, где и
открыл фотоателье в доме, арендованном у купца И. И. Любимова на углу
улиц Сибирской и Пермской (к сожалению, сейчас мы не можем увидеть этот
дом в первозданном виде, потому что он был перестроен). Этому помогли
знания фотографического дела, которому обучали офицеров венгерской
армии. Его фотокарточки украшал герб рода Ротони с надписью HUNGARIA.
Таким
образом, в 1861 году фотоателье было открыто, но на этом амбиции Морица
Гейнриха-Ротони в фотографическом деле не исчерпывались. Он задумал
создать стеклянную фотографическую галерею. В 1877 году от Гейнриха
поступила заявка в Городскую думу: «При сем имею честь представить
проект с копией на постройку вновь временной стеклянной фотографической
галереи и парадного крыльца к арендованному мною каменному двухэтажному
дому, принадлежащему потомственному почетному гражданину Ивану Ивановичу
Любимову на углу улицы Пермской и Сибирского
проулка, покорнейше прошу городскую управу проект рассмотреть,
утвердить и выдать мне для руководства при производстве работ».
В
1864 году Мориц Гейнрих увлекся скачками и даже обзавёлся собственным
рысаком для участия в городских бегах. Говорят, что у Морица был
достаточно вспыльчивый характер из-за чего его старшая дочь Мария
поспешила уехать в Казань на учёбу, однако позже ей пришлось вернуться.
В
1890 году семья Гейнриха, насчитывающая помимо него самого и супруги
ещё 12 детей, покидает Пермь и переезжает в уездный Екатеринбург, где
Мориц и открывает новое фотоателье.