Виктор Федорович Кузин (р. 1926) – Заслуженный художник
России, Почетный гражданин города Перми, участник Великой Отечественной
войны.
Виктор Федорович отдал искусству более половины столетия. На его
счету – несколько сотен произведений, написанных с искренним
восхищением, любовью и поэтичностью. Произведения художника хранятся в
Пермской художественной галерее, Институте русского искусства (Москва),
Чайковской картинной галереи и многих других музеях, а также в частных
коллекциях в России и других странах.
Для В. Ф. Кузина Великая Отечественная война не стала
основным предметом творчества, но оказала большое влияние на его
мировосприятие. Это проявилось в ответственном отношении к искусству,
особой остроте восприятия, внутренней экспрессивности и драматизме
образов. Родина художника – Владимирская область, здесь прошли его
детство и юность. Здесь он окончил семилетку, работал на
машиностроительном заводе в городе Гусь–Хрустальном, здесь же поступил в
Гусевский стекольный техникум. Оттуда в 1943 году его призвали в армию.
Службу проходил в 15-м учебном танковом полку в городе Владимире. На
фронт был направлен в год совершеннолетия – в августе 1944-го. Попал на
1-й Прибалтийский фронт под Ригой, был наводчиком орудия СУ-76
(самоходная пушка). Уже в наши дни Виктор Федорович вспоминал, что
в полку все были старше, и его оберегали. Позднее воевал в составе 3-го
Белорусского фронта, участвовал в боях под Кёнигсбергом. В январе 1945
года получил тяжелое и сложное ранение в лицо, осколок застрял в голове.
Пришлось долго лечиться. Войну закончил в Каунасе, в госпитале.
Демобилизоваться смог только в 1946 году. Среди наград – ордена
Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медали «За взятие Кёнигсберга»,
«За Победу над Германией», Медаль Г.К. Жукова, юбилейные. После
войны бывший фронтовик оканчивает среднюю школу и Ивановское
художественное училище. Пермь, куда в 1952 году В.К. Кузин приехал
работать после окончания художественного училища, стала местом его
творческой реализации. Параллельно с преподавательской работой в школе
он организовал и 15 лет успешно руководил студией при Дворце культуры
им. Я.М. Свердлова. В студии занимались ежегодно до 200 человек. Это
были недавние фронтовики, рабочие, студенты, учащиеся. Многие из его
студийцев стали профессиональными художниками, среди них замечательные
пермские графики и живописцы Ирина Лаврова (Заслуженный художник
России), Рифкат Багаутдинов, Виктор Кадочников, Галина Хоменко,
Владислав Бушуев, Лев и Юрий Заботины, Людмила Юрчатова,
екатеринбургская художница Светлана Тарасова. Соликамск. Воеводины палаты. 1967. Из собрания Пермской художественной галереи Начинал
художник с небольших живописных работ, светлых по настроению,
запечатлевших пейзажи Прикамья. Обращался к портретной живописи, как
правило, жанрового характера. Большую роль в его профессиональном
становлении сыграла поездка на творческую дачу в Переславль-Залесский в
1963 году. Именно здесь, продолжая работать в масляной живописи, он
приступил к освоению техники акварели. В этом древнем городе он впервые
по-настоящему увидел и прочувствовал старину, открыл для себя красоту
древнерусской архитектуры. С тех пор образы исторических мест и городов
России с памятниками архитектуры на долгие годы станут любимыми для
художника. А акварель будет основным видом его творчества. Как и
многие его коллеги-художники того времени, Кузин очень много ездил по
стране. Из каждой поездки он привозил циклы акварелей –
«Переславль-Залесский» (1963), «Борисоглебск» (1960-е), «Ростов»
(1960-е), «Крым» (1965-1966), «Соловецкий монастырь» (1969),
«Кирилло-Белозерский монастырь» (1969-1972), «По Белому морю» (1972),
«Москва» (1976), «Север» (1979) и другие,– которые характеризуют его как
замечательного, тонко чувствующего мастера. Ни одна всесоюзная выставка
акварели не обходилась без участия В.Ф. Кузина. С 1960-х годов в
его творчество входит тема Урала, через которую художник обращается к
истории и современности. В старейшем на Урале городе Соликамске его
покорили памятники древнерусской архитектуры, в образах которой он
подчеркивает величественность, нарядность и пластическую выразительность
деталей. В эти же годы Кузин начинает писать Пермь. В развитии и
сложении иконографии Перми есть немалая его заслуга. Многочисленные
поездки по стране, новизна впечатлений открыли художнику своеобразие
города. О том, как и в чем художник видит красоту Перми, рассказывают
пейзажи разных лет: «Старая Пермь» (1963), «Пермь. Улица К. Маркса»
(1960-1961), «Оперный театр» (1963), «Конец марта» (1965),
«Комсомольский проспект. Кинотеатр «Октябрь» (1967)... В
1970-е годы в творчестве Кузина появляется жанр индустриального
пейзажа. Интерес художника к технократическому миру и современным ритмам
выразился в этих работах наиболее полно. Разобраться в особенностях
нового для него жанра помогла поездка на Камский автозавод в 1973-1974
годах. Такие сильные мастера акварели, как латвийский художник Лаймонис
Купцис, армянин Петрос Малаян раскрыли уральскому художнику Кузину
своеобразную красоту индустриальных мотивов и новые возможности акварели
в художественном воплощении этой темы. В результате поездки появилась
серия «Сердце КамАЗа». Атмосфера предельного трудового напряжения,
поражающая воображение мощь строящегося гиганта советской промышленности
переданы художником ярко и убедительно. Позднее индустриальные пейзажи
все чаще окрашиваются лирической мягкостью, более эстетическим
восприятием создаваемых человеком инженерных конструкций. Замечательные
по выразительности работы на индустриальные мотивы создаются и по
впечатлениям от Мотовилих, и от поездок по Пермскому краю. Через
42 года после войны В.Ф. Кузин впервые обратился к теме войны.
Художник-ветеран создает серию произведений, отдавая дань памяти людям,
завоевавшим Победу. Лучшие из них – «Война» (1987), «Высота безымянная»
(1987), «Последняя война» (1989) приобретены в коллекцию Пермской
государственной художественной галереи. Раньше художник не брался за эти
темы – воспоминания оставались слишком тяжелыми. Но наступил момент,
когда художник смог высказаться. Виктор Федорович сегодня
продолжает писать и сегодня, создавая светлые, лирические городские и
сельские пейзажи, которые всегда были в центре его творчества.
|