Уважаемые читатели, книга Е.Н. Бубнова "Русское деревянное зодчество Урала" познакомит вас с русским народным жилищем Урала.
Строительство на Руси не так уж давно целиком было обусловлено деревом. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены
и башни, церкви и монастыри. Из дерева выдалбливали детские колыбели,
вырезали ложки, чашки и ковши, ладили сани, лодки, прялки и ткацкие
станки.
Этот мир ушел и стал забываться, его сохранившиеся образцы
представляют для нас удивительную картину, уносящую в далекое прошлое,
показывают жизнь наших дедов, нашу историю. И естественно, в настоящее
время в связи с резким возрастанием научного и
практического интереса к проблеме жилища для села и широким интересом
населения к истории страны, к памятникам древнего искусства и культуры,
созданным гением народа, очень актуальными стали исторические
исследования русского народного жилища, которому посвящена эта книга.
Коммунистическая партия и Советское правительство,
следуя ленинским принципам, в наши дни придают исключительное значение
вопросам охраны, пропаганды, глубокого изучения и творческого освоения культурного наследия
нашего народа. Об этом сказано в ряде решений и постановлений. На
основе принятого Верховным Советом СССР в октябре 1976 г. Закона «Об
охране и использовании памятников истории и культуры» действует
общественность, изучая памятники. Их охрана является не только важной
государственной задачей, но и патриотическим долгом каждого советского
человека — это отмечено в Конституции СССР.
Советские архитекторы в древних городах стремятся восстанавливать не просто отдельные сооружения, а в целом всю архитектурную среду старинных районов.
Уникальные и рядовые здания-памятники отражают материальную и духовную жизнь людей прошлых поколений,
многовековую историю нашей Родины. Они составляют неотъемлемую часть
мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе
народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.
Среди важнейших творческих проблем, систематически
обсуждаемых на пленумах Союза архитекторов СССР,— задачи изучения
памятников старины. К непреходящим историко-культурным и архитектурным
ценностям относится народное деревянное зодчество и, в частности, народное жилище на огромной территории Урала.
Выявлены, зафиксированы и изучены многие
замечательные памятники народного деревянного жилища, расположенные в
различных районах нашей страны: ее Европейской части, Западной и
Восточной Сибири. О народном зодчестве этих районов написаны научные
труды и книги. Что касается Урала, то его народной архитектуре в литературе уделено мало внимания.
Урал — один из богатейших и обширнейших районов нашей страны. Это край древней культуры, богатый многочисленными памятниками и изделиями народного искусства, выполненными в дереве,
металле и цветном камне. Далеко за пределы России шла слава уральских
камнерезов, златоустовских граверов по стали, каслинских литейщиков
художественного чугунного литья. В 1896 г. каслинцами для Всероссийской
художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, а затем для
Парижской всемирной выставки были изготовлены «волшебные» кружевные
чугунные павильоны, которыми долго восхищался весь мир.
Народные скульпторы Прикамья прославили свой край
деревянными изваяниями «мужицких» богов, а искусные живописцы —
иконописью строгановской школы. Крепостные мастера тагильских заводов
известны живописью металлических изделий на знаменитом хрустально-прозрачном п прочном тагильском лаке. Много и других достоинств у народа Урала.
По выражению поэта А. Твардовского, Урал — «опорный край державы». В
XVIII—XIX вв. его металлургическая промышленность была основой боевой
мощи армии Петра I, а во время Великой Отечественной войны — гигантская тяжелая индустрия давала стране все виды вооружения.
Еще в IX в. Пермь Великая вела обширную торговлю с
Волжскими Булгарами, Ираном, Византией, Малой Азией. Через уральские
земли проходило несколько важнейших торговых дорог, поддерживающих
оживленную торговлю Запада с Востоком. Свидетельством
этого являются находки в Прикамье, которые составляют лучшую в мире
коллекцию древневосточного се-ребра, хранящуюся в Эрмитаже.
Развитие художественной культуры и прежде всего
народного зодчества края тесно связано с развитием культуры древнего
Новгорода и позже с культурой северных губерний Московского государства.
В историческое освоение Урала поселенцы привнесли свои тради-ции и строительное искусство.
На новом месте поселенцы первоначально строили привычные для
себя дома и по-своему застраивали усадьбы, но эти жилища недолго
оставались таковыми. Слояшое историческое развитие края, разнообра-зие
социально-экономических и природно-климатических условий — таковы
основные факторы, под воздействием которых формировалось народное жилище Урала.
В результате к XX столетию на территории этого региона образовалось
большое разнообразие типов поселений, форм декора усадеб и жилых
построек.
Искусство прикамских плотников всегда высоко ценилось.
Эти мастера принимали участие в создании великолепных сооружений новой
столицы Русского государства, основанной Петром I на берегах Невы.
Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только
красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей —
плотников-крестьян как совсем недавнего, так и того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала.
Здесь и сейчас встречается немало интереснейших
разнообразных старинных крестьянских селений, усадеб и отдельных
построек, заслуживающих внимательного изучения. Одни из них, оставшиеся в
глухих таежных районах Урала, поражают нигде не встречающимися,
забытыми архаичными образами, другие — прогрессивными и остроумными
конструкциями и формами. Многие из этих построек представляют большую
ценность для настоящего и последующего поколений.
Прежде всего это дома-комплексы «под два», «под три» и «под четыре
копя», которые сохранили глубокую связь с древнерусским строительством
жилища XVI—XVII вв. Это обнаруженные автором своеобразные «под-сарайные избы», еще не показанные в научной литературе.
Избы рубили добротно. Старались, чтобы легло бревно к
бревну. На крышах резали коньки, курицы, фантастических зверей. У изб в
небе парили на шестах резные деревянные птицы. С открытием заводов на
крышах домов ставили украшения из резного железа.
Многочисленные памятники археологии, народного
зодчества, горнозаводского дела, промышленной архитектуры,
художественного творчества определяют историко-культурный портрет Урала.
Цель — всесторонне ознакомить читателей с русским народным деревянным жилищем и
жилой застройкой сельских поселений Северного и Среднего Урала, дать
точные сведения о их возникновении, развитии и особенностях.
Зафиксировать в обмерных чертежах и фотографиях новые, ранее неизвестные
памятники народного жилища.
Основная масса населения дореволюционного Урала жила в сельской
местности. Лишь 16% всех жителей приходилось на города и заводские
селения. Но и в заводских селениях долгое время жили те же крестьяне,
прикрепленные к заводам, даже управлял ими, как в обычных деревнях,
сельский сход или волостное правление, что было и в таких «селах», как Нижний Тагил
и Ижевск с несколькими десятками тысяч населения. Быт уральских рабочих
вплоть до Октябрьской революции сохранялся полукрестьянским, а жилище
представляло ту же избу с усадьбой.
Развитие промышленности обусловило ряд своеобразных черт
народной архитектуры, которые мы отмечаем в этой книге. Хозяйственные
постройки при этом мы не рассматриваем отдельно, а говорим о них
одновременно с рассказом о каждом доме или усадьбе.
В хронологическом отношении материал относится к концу XIX — началу
XX в. Рассматриваемый период определяется преимущественно сохранностью существующих построек,
но надо отметить устойчивость традиций в народном строительстве:
длительное сохранение основных типов построек, их
архитектурно-конструктивных решений, приемов застройки селений и усадеб,
которая «размывает» временные границы рассматриваемого периода.
Автор стремился проследить историю возникновения и развития
русского народного жилища на Урале насколько позволяют привлеченные
письменные источники. В связи с этим в книге значительное место
уделено сложному историческому процессу заселения Урала и его
социально-экономическому развитию как основному фактору в раскрытии
эволюции народного строительства. В книге приведены выдержки из таких
первоисточников, которые наиболее ярко и убедительно характеризуют
отдельные моменты. На фоне истории развития края показаны также
некоторые образцы промышленной, крепостной и культовой архитектуры.
На развитие зодчества русских пришельцев безусловно оказала влияние культура местного населения.
В основу книги положены многочисленные натурные
материалы, собранные автором в нескольких продолжительных экспедициях на
территории Северного и Среднего Урала и в прилегающих районах
Предуралья и Зауралья. С целью углубленного раскрытия и достоверности
трактовки исторических событий использованы письменные источники
(архивные документы, научные труды, материалы краеведческих музеев
Урала), проведен выборочный опрос населения и местных краеведов.
За основу исследования взят материал, посвященный архитектуре
Северного и Среднего Урала. Именно отсюда шло освоение всего уральского
региона и поэтому влияние традиций, свойственных северному жилищу,
проявилось наиболее ярко.
Источник: