16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 102
Погода
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » Культура Прикамья

Театральная деятельность в Чердыни с к. XIX в. до 1980-х гг.
20.12.2023, 14:34

Населению Чердыни всегда была свойственна активная жизненная позиция. В конце XIX в. в городе действовало несколько обществ, самым активным среди которых было общество семейных вечеров.

В Чердыни в 1870-х гг. при обществе семейных вечеров действовал музыкально-драматический кружок, который уделял внимание как развлекательным водевилям, так и пьесам классического репертуара.

Спектакли часто сопровождали городские святочные и масленичные гулянья. Например, на масленой неделе в 1896 г. разыгрывались три произведения.

Театральный репертуар самодеятельной труппы зависел от характера зрительских интересов, которые, естественно, не являлись постоянными и проявлялись по-разному. Например, когда стало ясно, что спектакли не привлекают народные массы, любители перешли на постановку водевилей, а драматические спектакли переместили в учебные заведения.

Театральной культуре тех лет была присуща благотворительность. Доходы от спектаклей шли в пользу бедных, пострадавших от неурожаев и пожаров, для поддержания библиотек. 7 и 14 октября 1890 г. ставились спектакли в пользу училища для слепых в Перми. Сбор от спектаклей «Свадьба Кречинского» и «Ночное» (их ставили 30 декабря 1890 г. на сцене городского училища) был направлен в Санкт-Петербург нуждающимся студентам Императорской военно-медицинской академии. В пользу бедных учеников в январе – феврале 1891 г. актеры-любители дали четыре спектакля в клубе и городском училище.

Непременными участниками спектаклей были Н.П. Белдыцкий, Д.Н. и К.В. Четвериковы, П.Д. Островский, Л.К. Броновский, П.Г. Нечаев и др.

В любительском театре Чердыни начинались судьбы некоторых профессиональных актеров.

Однажды учитель словесности ставил спектакль о Ермаке и ученику Пете Красавцеву (по другим сведениям Красавчикову) поручил исполнять сначала роль мужика, а затем и главную роль. Спектакль смотрел гостивший у родственников маститый сибирский антрепренер С. Томский. Заметив дарование мальчика, он посоветовал ему учиться на актера. Оказавшись вскоре с родителями в Симбирске, Петя устроился статистом в городской театр, затем начал играть небольшие роли. По окончании гимназии Петя Красавцев уехал в Москву и поступил в Филармоническое училище, где занимался под руководством В.И. Немировича-Данченко. По окончании учебы работал актером и режиссером в московских театрах. В 1906 г. перешел на кинофабрику А.А. Ханжонкова. В историю кино актер, режиссер, оператор Петр Иванович Красавцев вошел под псевдонимом Чардынин. Он выбрал его по названию города, где начиналось его приобщение к театральному искусству. Но журналисты стали писать Чардынин, а не Чердынин, не ведая, что Петр Иванович имел в виду город своего детства, а не модное слово «чаровать». Поначалу Красавцев возражал, но изменить ситуацию уже не мог.

В начале XX в. в театральной жизни Чердыни заметную роль играла Анна Петровна Затыркевич-Карпинская (Якиманская). Ее имя стоит в ряду корифеев украинского театра. В Чердыни она оказалась с мужем А.И. Якиманским, занимавшим должность земского начальника. Она участвовала в любительских спектаклях, профессионально помогала многим местным актерам. С ее участием шли спектакли по пьесам Н.В. Гоголя «Ревизор», «Женитьба».

В первые годы советской власти одним из организаторов театрального дела в Чердыни был А.А. Можаринов, который в течение 50-ти лет беспрерывно участвовал в деле просвещения народных масс не только в Чердыни, но и в районе.

Свою театральную деятельность Можаринов начинал в драматическом любительском кружке при местном клубе общества семейных вечеров.

Вот какие воспоминания оставил Можаринов об этом кружке: «…Кружок этот состоял из местной интеллигенции разделенной на две группы настроенных антипатично друг другу; одна группа высшая аристократия или сливки общества, другая интеллигенция из мелкого чиновенства, учительства и даже ремесленников, к каковым принадлежал и я. Если в пьесе участвуют представители обоих групп, то конечно главные и лучшие роли даются высшей группе. И вполне понятно: разве они унизятся до того, чтоб сыграть лакея или горничную. Такое местничество, конечно, обидно даже и для меня, всегда видевшего в ролях одну лишь разницу, что крупные и больше роли требуют больше работы и внимания, нежели мелкие. Но как я всегда был счастлив, если мне своей мелкой ролькой удавалось вызвать у зрителя большее впечатление, нежели большая роль бледно сыгранная каким-нибудь выскочкой из верхов. Заезжали в Чердынь и профессиональные артисты, и труппами, и в одиночку. Надо дать им справедливость, они бывали милостивее к моим способность. Так, например в одной труппе хотя и был свой Лука в пьесе «На дне» Горького, но дали эту роль мне найдя, что я в ней буду лучше ихнего Луки»

В 1920-х гг. в Чердыни был создан театральный отдел Уполитпросвета.

Широкой популярностью пользовались спектакли городского театра: группа любителей в 20-30-е годы показала «Лес» А. Островского, «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Квадратуру круга» В. Катаева и многие другие пьесы.

22 января 1922 года в городском театре шла драма «Бурмистерша», раскрывающая быт и нравы эпохи крепостного права; была поставлена пьеса «Цена жизни». В театре при профпартклубе шла постановка «Семья преступника», в которой Можаринов А.А. выступил в роли благородного субъекта.

В 1922 году художественный и технический персонал гортеатра насчитывал 28 человек (режиссер, актеры, костюмер, кассир и др.).

В 1930-е годы спектакли, поставленные участниками драмкружка, показывали в городском саду. В летний период 1936 года (июнь, июль, август) было показано 7 постановок.

Помимо городского театра в Чердыни действовали драматические кружки при опытной школе, техникуме, спортклубе, ударной школе № 1, типографии. Перед постановкой какой-либо пьесы, «… во избежание нетерпимой на сцене халтуры…» драмкружки должны были получить разрешение Уполитпросвета, представив ее на просмотр за неделю до начала репетиции. При организации драматического кружка часто возникали трудности ввиду отсутствия пособий по дикции, пластике и т.д.

В послевоенные годы театральное искусство было представлено постановками силами участников художественной самодеятельности, которая была очень сильная.

В 1957-58 гг. спектакли ставил профессиональный режиссер Александр Ефимович Рыжков. До войны он работал в Ныробской школе, где ставили оперы «Русалка», «Руслан и Людмила». В Чердыни успехом пользовались постановки «Мазепа», «Вишневый сад», «Сады цветут» и др. Спектакли были платные, шли неделями, но попасть на них было трудно.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. спектакли ставил режиссер Темников В.В. В 1972 г. был поставлен его последний спектакль «Нечистая сила».

В конце 1960-х гг. при районном Доме культуры действовала детская театральная студия «Юность» (художественный руководитель, организатор студии – В.В. Темников). Среди постановок – «Золушка», «Таинственные артисты», «Новогоднее представление», «Старик Хоттабыч». Наиболее успешной постановкой оказался спектакль «Зимняя сказка», с которой выезжали в Покчу.

С 1973 года при районном Доме культуры функционировал самодеятельный театр драмы (так участники называли свое объединение). Режиссером была Л.В. Гилева, в состав входило около 30 человек. Подготовку спектаклей начинали с сентября, старались успеть к 9 мая. Порой приходилось репетировать ночью, так как сцена Дома культуры часто была занята репетициями духового оркестра, хора и др. Костюмы заказывали в мастерской, реквизит часто приносили из дома. Участники самодеятельного коллектива работали бесплатно. Зрители всегда ждали премьеры спектаклей, которые выходили к 9 мая. С постановками ездили по северу района, везде принимали очень хорошо. Последней постановкой самодеятельного театра драмы был спектакль «Самоубийца», который получил множество положительных откликов.

Часто в Чердынь приезжали театральные коллективы из других районов. В 1970-х гг. Чердынь посетил Соликамский народный театр со спектаклем «Последний срок» по В. Распутину. В 1972 году в районе впервые состоялись гастроли Кизеловского государственного театра драмы, была показана пьеса «Женитьба» Н.В. Гоголя. Также жителям Чердыни удалось увидеть спектакль «В добрый час» – дипломную работу молодых артистов театра, выпускников Свердловского театрального училища.

В 1994 году состоялись гастроли Лысьвенского драматического театра. Для детей была показана сказка «Как лиса петушка от страха лечила», для взрослых «Мурлин мурло».

В 1994 году состоялись гастроли Пермского драматического театра со спектаклем «Филумена Мартурано». Постановка произвела большое впечатление на местных жителей, многие из них плакали, сочувствуя героям, сопереживая всему, что происходит на сцене.

Большим праздниками для жителей Чердыни становились творческие встречи с профессиональными актерами. В н. 1970-х гг. Чердынь посетил актер театра и кино Алексей Смирнов. Встреча проходила в РДК при большом количестве зрителей.

Источник:
https://vk.com/@136727590-teatralnaya-deyatelnost-v-cherdyni-s-k-xix-v-do-1980-h-gg

Категория: Культура Прикамья | Добавил: elena
Просмотров: 31 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]