Лёвшино – микрорайон Орджоникидзевского района г. Перми.
Как
пишут краеведы, история заселения Лёвшино началась в середине XVII в., и
название современному микрорайону дано по имени одного
из первых жителей поселения – Андрея Левши, который занимался перевозом в
устье реки Чусовой, и это место с начала XVIII в., когда по Чусовой
начали сплавлять большое количество металла, руды, железа и каменного
угля, стало называться «Лёвшин перевоз» или «Лёвшино».
Активное
использование пристани на реке Чусовой способствовало развитию села Левшино, известного
как «деревня Левшинская, что выше Усть-Чусовой» с 1701 г. В то время
здесь жил Леонтей Меньшиков. В более ранних источниках он именовался
Левкой Артемьевым сыном Верхоланцовым. На 1904 г. в селе Лёвшино Пермского уезда Пермской губернии
было 88 дворов, число постоянных местных жителей, приписанных к
Лёвшинскому сельскому обществу было 204, при этом общее число жителей
было 1406. Таким образом большая часть жителей – приезжие из других сел и
деревень, занятые в работах на пристани и железной дороге.
Лёвшинская
Петропавловская православная церковь была построена в 1893–1895 гг. на
средства прихожан села Лёвшино при помощи благотворителей. Здание церкви
было построено из камня, при этом кровля была железной, в 1902 г. к
зданию была достроена трёхъярусная колокольня. По штату, по данным
клировой ведомости 1915 г., в храме служил один священник и псаломщик.
При церкви насчитывалось 1500 квадратных саженей усадебной земли. Для
служителей церкви, в 1895 г. на средства прихожан, был построен
двухэтажный деревянный дом. Рядом с церковью в 1910-е гг. было построено
каменное здание церковно-приходской школы. В фондах Государственного
архива Пермского края хранятся метрические книги Петропавловской церкви
села Лёвшино за 1897–1919 гг. В 1933 г. храм был закрыт, планировалась
его перестройка в клуб, которая не была претворена в жизнь, и после
закрытия здание использовалось как гараж, а часовни – как лавки отдела
рабочего снабжения. В 1950-х гг. здание церкви было разрушено в связи со
строительством Камской ГЭС (церковь попала в зону затопления).
Пристань
(впоследствии – порт) Лёвшино была основана ориентировочно в 1878 г. В
связи со строительством Камской ГЭС , последующим затоплением и
переездом в новое административное здание, документы до 1940 года были
утрачены, установить точную дату образования пристани Лёвшино не
удалось. Пристань являлась перевалочным пунктом грузов с северных и
южных районов Урала и Приуралья. После организации Камского речного
пароходства пристань Левшино перешла в его подчинение. С развитием
автомобильного транспорта, постройкой железной дороги и станции Левшино
грузооборот пристани значительно возрос. В 1947 г. пристань Лёвшино была
переименована в порт Лёвшино. До 1992 г. порт Левшино входил в состав Камского речного пароходства. В 1992 г. государственное предприятие
порт Лёвшино было преобразовано в АО "Порт Лёвшино". Теперь это
грузовой порт (ул. Дачная).
В
памяти старожилов ещё сохранился облик именно того порта "Левшино" и
вкус газировки за 3 копейки , который в 1970- годы можно было
попробовать именно там.
В 1934 г. на территории поселения был
построен лесозавод, через некоторое время рядом, на Банной горе, был
построен деревообрабатывающий завод. Оба эти предприятия были объединены
в Лёвшинский лесокомбинат, на базе которого в 1948 г. был Пермский
домостроительный комбинат (ул. Дачная, 10).
В 1940 г. на момент
организации Орджоникидзевского района г. Перми, посёлок Левшино был
ликвидирован как самостоятельный населенный пункт и вошел в часть города
Перми.
В 1954 г. из-за строительства Камской ГЭС, станция и
посёлок Лёвшино попали в зону затопления. Краевед В.В. Семянников
отмечал, что в посёлок Новое Левшино были перенесены все
административно-хозяйственные постройки (пристань, железнодорожный
вокзал, пристанционная ветка со всеми путевыми строениями), а также
участок железной дороги между станциями Кислотный и Лёвшино, однако
целые кварталы жилых домов были разрушены перед затоплением. Во второй
половине 1950-х гг. в Новом Левшино появились первые улицы:
Семипалатинская (с 1952 г., с 1981 г. – ул. Адмирала Старикова),
Социалистическая, Томская (с 1952 г.). Дома на этих улицах строились
одноэтажные и барачного типа.
Облик большей части современного
Левшино сложился в 1960-1970-х гг.. Застройка территории
микрорайона в эти годы осуществлялась по проекту архитектора И.А. Плотниковой. Были построены не только жилые дома, но и речной вокзал и АТС.
В 2000-2010-е гг. по улицам
Цимлянская, Социалистическая, Делегатская (ЖК «Новый город») были
построены новые многоэтажные жилые дома, при этом остановка
общественного транспорта у этих домов так и называется «Новые дома».
Источник: https://vk.com/wall-86364732_29263
Литература: - Бородулин, С. Левша и нарком / С. Бородулин // Ретроспектива. – 2010. – спец. вып. – С. 6-8.
- Лысков, А. История России. Река Чусовая (Фотоэкспедиция). Поселок
Лёвшино / М. Лещёв // Уральский следопыт. –
2019. – № 3. – С. 43-47.
- Семянников, В. В. Левшино / В. В. Семянников
// Микрорайоны города Перми / В. В. Семянников. – Пермь, 2008. – С.
276-280.
- Семянников, В. В. Левшино / В. В. Семянников // Пермские квартиры, дома и офисы. – 2004. –
3-9 июля. – С. 34.
- Семянников, В. Сказание о селе Лёвшино
/ В. Семянников // Звезда. – 2016. – 13
декабря (№ 140). – С.4.
-
Соседов, И. Новая поликлиника в Лёвшино / И. Соседов // Звезда. – 2023. –22 февраля (№ 7). – С. 2.
-
Усталова, О. Вернуть из небытия : [История с. Левшино и его единственной
церкви - Петропавловской, затопленной в 50-х годах при строительстве
Камской ГЭС] / О. Усталова // Вечерняя
Пермь. – 2003. – 20 февраля (№ 7). – С. 15.
|