Прикамье – край многонациональный.
Издавна бок о бок живут здесь около ста национальностей. Некоторые поселились здесь давным-давно, другие пришли на
Пермскую землю позднее.
Современная этнокультурная карта Прикамья начинает формироваться с
ХV-ХVI вв. На верхней Каме шло формирование в единую
народность предков коми-пермяков, северо-восточное Прикамье являлось
зоной расселения манси, южные районы осваивали предки татар и башкир. С
ХVI в. начинается активное освоение края русскими, которые уже в ХVII в.
стали основным населением региона. С ХVII в. формировались группы
марийцев и удмуртов.
Три культурные традиции определили
этнокультурное своеобразие
Пермского Прикамья – финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы,
манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Родственные
народы - коми-пермяки, марийцы, манси и удмурты относятся
к финно-угорской ветви уральской языковой общности. Коми-пермяки были
расселены в Чердынском и Соликамском уездах Пермской губернии, а в
настоящее время в пяти районах Коми-Пермяцкого округа. Удмуртские
деревни расположились в Осинском уезде, а ныне – Куединском районе,
марийцы проживали в Кунгурском и Красноуфимском уездах, ныне –
Суксунском, Кишертском, Чернушинском, Октябрьском районах. Манси
Чердынского уезда проживали в верховьях р. Вишера. В 2002 г. в Пермском
крае отмечено 103,5 тыс. коми-пермяков, 5,2 тыс. марийцев, 26,3 тыс.
удмуртов, 31 человек манси.
Тюркские народы края - татары и башкиры освоили территорию южных
Осинского, Кунгурского, Пермского и Красноуфимского уездов губернии, в
настоящее время компактно проживают в 12 районах края, а их численность в
2002 г. составила 136,6 тыс. татар и 40,7 тыс. башкир.
Основной этнической культурой в регионе являются традиции русских.
Это положение определено не только тем, что русские составляют более 85%
населения Пермского края (в 2002 г. - 2401,7 тыс. русских), имеют
наибольший ареал расселения, проживают во всех административных районах,
но и тем влиянием, которое русская культура оказала на культуру других
народов Прикамья. Тем не менее каждая народность бережно сохраняет свои обычаи и культуру, ведь каждая
культура уникальна и по-своему прекрасна.
РУССКИЕ Русские — восточнославянский народ. Один из коренных
народов России. Являются самым крупным народом в Европе. Господствующей религией среди русских является православное христианство, также велика
доля атеистов. Национальный язык —русский. Со времени принятия
христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из
холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Отличительная
особенность русского национального костюма — большое количество верхней
одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через
голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на
крючки или на пуговицы. Декоративный акцент в эту простую по покрою
одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками.
Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. Женщины
носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой
основе. Главные промыслы: вышивка, кружевоплетение, роспись, ткачество.
Гостеприимство всегда было характерной чертой
русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в
старину полагалось напоить и накормить досыта. Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя.
Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть
чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались
вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был
всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на
первом месте.
На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего
человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью
принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и
возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже
обижались, когда гость мало ел и пил.
КОМИ - ПЕРМЯКИ Занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием,
животноводством; в настоящее время основные занятия коми-пермяков —
сельское хозяйство и работа в лесной промышленности. Традиционные
поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие
.Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, поверх рубахи сарафан из
набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с
бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый
фартук. Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном,
обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента. На улице
самшуру и кокошник покрывали платком. Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста, украшались ткаными красными
полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили
поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Головные уборы:
валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки. ТАТАРЫ Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы
забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником). Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений. Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.
«Негостеприимный человек – неполноценный» - считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.
МАНСИ Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у
оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и
освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб
пекли в отдельных печах.Одежда у женщин состояла из платья, распашного
халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений
(кольца, бисерные бусы и т.д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую
одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры, или
суконную одежду с капюшоном и не зашитыми боками (лузан).Пища — рыба,
мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не
употребляли, считая их нечистыми. БАШКИРЫ Полукочевой образ жизни, зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей.
В состав башкирского мужского и женского костюмов входят рубаха (у женщин - платье) и штаны. Верхняя распашная одежда - приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат. Женские холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. Подол, концы рукавов, ворот украшались лентами, вышивкой. Широко были распространены различные женские украшения
из кораллов, бисера, раковин и монет. Башкирский народ издавна видел в гостеприимстве надежное средство, позволяющее установить дружеские, теплые, чисто человеческие отношения с окружающими. Традиционным элементом
гостеприимства считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в
дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома. Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь,
чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы,
его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему
напоминают правила этикета: «Нельзя быть выше пищи». Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так
прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются
как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас
сложные, и все равно – ходите друг к другу в гости, будьте открытыми,
приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а
радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится
мир. МАРИЙЦЫ Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя
, штаны а также кафтан , вся одежда опоясывалась поясным полотенцем, а иногда и поясом.Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а
позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы.У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. УДМУРТЫ Раньше представителей этого финно-угорского народа называли вотяки (что означает «человек»). Женский костюм включал: рубаху, халат
опояску. Обувь — узорные чулки и носки,
башмаки, валенки, лапти. На голове носили налобные повязки, полотенце. Украшения — цепочки, серьги перстни браслеты ожерелье. Мужской
костюм — синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя одежда без половых различий — шубы. Источник: https://school-science.ru/2/2/31195
В сетке «венгерского» кроссворда зашифровано несколько народов,
проживающих в Пермском крае, найди их. Все слова-ответы даны во
множественном числе.
|