В последнее время стало модным ругать современную систему
образования. А как учились дети в Пермском крае один-два века назад?
В ХIХ веке в Прикамье появились гимназии с упором на
гуманитарные предметы и ориентированные на естественнонаучные дисциплины
прогимназии (реальные училища). Срок обучения в них был 8 лет. Аттестат
об окончании этих учебных заведений давал многие права: поступать в
университет, аттестоваться на чин армейского подпоручика (после года
службы вольноопределяющимся), стать чиновником, банковским служащим…
Зато и учили! К примеру, в гимназии – философию и статистику, риторику и
правоведение, церковно-славянский язык и латынь, иностранные языки
(немецкий, французский), гимнастика и танцы... Реалистов натаскивали на
бухгалтерию, экономику, товароведение, английский, немецкий, французский
языки. Требования к учащимся и в училищах, и в гимназиях были жесткими.
Двоечников оставляли на второй год и порой за одной партой сидели совсем
ребенок и великовозрастный оболтус с начинающими пробиваться усами.
Получению аттестата предшествовали строгие экзамены (куда как пожестче
ЕГЭ). Одним из методов наказания было лишение обеда, практиковались
удары указкой или линейкой по рукам. За дисциплиной следили надзиратели,
а замечания, записанные в специальный журнал-кондуит, учитывали при
выставлении оценки за поведение.
Из характеристики гимназиста: «Прилежания среднего, способностями не блещет. Зато послушен и почтителен».
В обучении детей простонародья ограничивались верхушками. Чтение и
письмо, четыре арифметических действия, начатки природоведения, столь
необходимого для крестьянского труда. Обильно – Закон Божий, «духовное
пение», Библейская и официозно-государственная история. Для мальчиков –
строевая подготовка. Для девочек – рукоделие. Процветали
церковно-приходские школы. С учителями-церковниками. Со сроками обучения
от года до трех. Причем учились с конца октября до апреля, когда
наступала деревенская страда. Гораздо лучше было поставлено обучение в школах, созданных земствами и
муниципалитетами. Но свидетельства об их окончании, не давали права
поступления в в вузы.
А еще существовали труднопреодолимые социальные барьеры. Обучение в
элитных учебных заведениях стоило дорого. Вдобавок действовал «Циркуляр о
кухаркиных детях» министра просвещения Делянова, требовавший
препятствовать поступлению в них «детей кучеров, лакеев, поваров,
прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за
исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует
стремиться к среднему и высшему образованию». Уже поступивших следовало
отчислять.
Выход находили, поступая в духовные училища и семинарии.
Знаменательно, что, выпускники данных семинарий, не принимая сан, шли в
учителя, становились служащими, пополняли ряды студенчества. Так, к
примеру, сложилась судьба знаменитого пермяка – изобретателя радио
Александра Попова.
Источник: https://perm.aif.ru/education/science/permskoe_obrazovanie_100_let_nazad_i_seychas_infografika?ysclid=lqdazvx3yb667915123
Литература об истории образования в Прикамье:
- Беленчук, В. В Небюджетная система образования
в Прикамье / В. В. Беленчук, Н. Н. Захаров, В. С. Колбас. - 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь, 2004. - 176 с. : ил.
- Богданов, М. Соликамск начала ХХ века / М. Богданов, В. Штибен. - Соликамск, 2019. - 176 с. : ил.
- Калинин, М. А. «И в нашу тьму прольется свет…». Страницы истории
народного образования в Добрянском крае в XIX – первой половине ХХ веков
/ М. А. Калинин. - Добрянка, 1999.
- Калинина, Т. А. Директор
Пермской гимназии Н.С. Попов (XIX): монография / Т . А. Калинина ; Перм.
гос. ун-т. - Пермь, 2009. - 171 с.
- Калинина, Т. А. Развитие образования на Урале в первой половине XIX в.
(школа в Чермозе Пермской губернии) / Т. А. Калинина. - Пермь, 2002. - 207 с.
- Народное образование в Пермской губернии, 1918 г. : сборник. - Пермь, 1918.
- Образование
в Пермской губернии XIX - начала XХ века. Из истории учебных заведений
системы начального образования : сборник документов / Гос. архив Перм.
края. - Пермь : Траектория, 2017. - 320 c. : ил.
- Образование в Пермской губернии XIX – начала
XХ в. Из истории средних учебных заведений : сб. док. / предисл. И. В.
Деминой, Ю. А. Кашаевой, М. Г. Нечаева, В. В. Яковлевой, сост. текста и
коммент. И. В. Демина, Ю. А. Кашаева, М. Н. Лещев, В. Ю. Сарабеев ; под
науч. ред. Ю. А. Кашаевой; Государственный архив Пермского края. –
Пермь, 2019. – 320 c. : ил.
- Пермь : Прошлое и настоящее. История образования на Урале. Традиции и
новаторство : материалы научно-практической конференции (14-15 декабря
2001 г.). Книга 1, 2, 3. - Пермь, 2001.
- Протасова, Е. В. История
образования и педагогической мысли : методические рекомендации для
студентов педагогических вузов / Е. В. Протасова ; Соликамский
государственный педагогический институт. - 2-е изд. стереотипное. -
Соликамск, 2006. - 68 с.
- Ревенко, Л. В. Организация обучения детей в Пермском нераздельном
имении и земские школы Ильинского округа до 1917 года / Л. В. Ревенко. Пермь : [Б. и.], 2021 . 400 с.
- Слудковская, И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX —
начале XX века / И. А. Слудковская ; Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ; Департамент образования и науки администрации Пермской области ; Пермский государственный педагогический университет ; Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. - Пермь : ПОИПКРО, 1998. - 172 с.
Интернет публикации: - Образовательные учреждения Перми на открытках
https://ноц59.рф/permskoe-obrazovanie
- Пермская модель народного образования XVIII - начала XX вв. https://www.permgaspi.ru/publikatsii/stati/permskaya-model-narodnogo-obrazovaniya-xviii---nachala-xx-vv.html?ysclid=lqdazu9ave305450565
- Ученье — сила... даже если на дворе 1785 год. Из истории образования в Прикамье https://www.newsko.ru/articles/nk-5467126.html?ysclid=lqdatvsxa8451466697
|