16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 102
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » Прикамье в годы ВОВ

Культурная жизнь в годы ВОВ
09.08.2023, 07:04
Культурная жизнь города Молотова в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны на учреждения культуры была возложена очень важная задача – поднимать моральный дух людей. 

В январе 1942 года в город Молотов из Горького приехал на гастроли Театр Сатиры и Интермедии под руководством А.Н. Любанского. В марте на его базе был создан Областной Театр Сатиры и Интермедии. Во время весеннего сева он дал несколько концертов в колхозах Верхне-Муллинского района. Летом театр был переименован в Театр Миниатюр и совершил большую гастрольную поездку по городам Молотовской области. Зимний сезон театр открыл 7 ноября в Доме Красной Армии специально подготовленным к 25-й годовщине Октября политобозрением «Говорит Москва», к работе на которым были привлечены писатели А. д`Актиль, О.М. Брик, поэт С. Стрижов, композитор Д. Прицкер и другие.

В течение зимнего сезона театр работал в помещении клуба им. Ленина. По договору с клубом он показывал 10 спектаклей в месяц. В 1943 году театр показывал спектакли летом в Парке культуры отдыха им. Горького, а зимой в разных клубах города. 20 июня 1944 г. директор и художественный руководитель А.Н. Любанский и несколько актёров были отозваны на постоянную работу в Горький, а сам театр был передан в г. Лысьву. Однако к началу зимнего сезона он вернулся в Молотов. Коллективу было передано помещение клуба «Профинтерн». 3 декабря 1944 года в отремонтированном клубе программой «Встречи» Театр Миниатюр открыл последний военный сезон.

А.Н. Любанский директор и художественный руководитель Молотовского Областного Театра миниатюр

Ю.М. Даминская артистка Молотовского Областного Театра миниатюр

Летом 1943 года в городе Перми открылся Театр музыкальной комедии. Всего в труппе было около ста артистов. Личный актёрский гардероб имели только ведущие артисты, остальные играли в своих платьях.

Поскольку в Молотове не хватало помещений, театр размещался сначала в Клубе им. Свердлова, а затем в бывшем Народном доме в Мотовилихе. Ставились знаменитые проверенные временем оперетты: «Сильва», «Марица», «Коломбина», «Баядера» и другие. Несмотря на то, что в помещении было бедное оформление и скромные декорации, все спектакли проходили с неизменными аншлагами. Театр музыкальной комедии стал важной составляющей культурной жизни Молотова в годы войны.

Здание бывшего Народного дома, где в 1944 работал Театр музыкальной комедии

Большую часть информации о творческой жизни театра и его бытовых условиях мы можем узнать из приказов директора, в которых отражены все изменения, происходящие в театре, благодарности и выговоры сотрудникам.

Выговор можно было получить за опоздание к выходу на сцену, выход без грима и парика, за невыполнение распоряжений режиссера, самовольный уход со спектакля или с работы, нетактичное поведение в отношении сотрудников и руководства.

Во всех приказах отмечалось, что после следующего подобного просчета работника могут уволить. В документах мы также встречаем сообщения о том, что дела некоторых работников были переданы в нарсуд. Судили артистов за «дезорганизацию производства», недисциплинированность и «недопустимое отношение к работе». Но основная часть артистов старалась отдавать все силы театру и радовать жителей города, они получали благодарности от руководства театра за удачные постановки, выступления в колхозах во время посевной компании и участие во фронтовых бригадах.

Клуб им. Свердлова в Мотовилихе, где размещался Театр музыкальной комедии

С начала войны до лета 1944 года Молотовский Областной драматический Театр размещался в здании бывшего Народного дома в Мотовилихе (Мостовая, 6). Театр находился далеко от центра, и к концу спектакля для зрителей подавали специальные трамваи. Летние сезоны 1941-1943 годов театр проводил в Закрытом летнем театре Парка им. Горького, а сезон 1944 – в помещении Театра Оперы и Балета. В сезон 1944-45 года театр размещался в помещении Дома Красной Армии.

Первый военный сезон театра открылся 6 ноября 1941 года спектаклем «Кремлевские куранты» по пьесе Н.Ф. Погодина. Театр возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Семенович Ефремов. В репертуаре были пьесы, связанные с военной темой: «Дом на холме» В. А. Каверина, «Лодочница» Н. Ф. Погодина, «Парень из нашего города», «Русские люди» К. М. Симонова, «Топор и яблоня», «Россия, помоги нам!» М. Э. Казакова. По итогам Всесоюзного смотра спектаклей по произведениям отечественных классиков в 1944 году были отмечены два спектакля Молотовского драматического театра: «Горе от ума» в постановке режиссера А. Б. Винера с Ю. В. Городецким в роли Чацкого и «Егор Булычов и другие», режиссером которого и исполнителем главной роли был И. С. Ефремов.

Трижды Драмтеатр направлял на фронт бригады, выступавшие со спектаклем «Парень из нашего города» и концертными программами, включавшими музыкальные номера в исполнении театрального оркестра.

Корреспонденты газеты «Звезда» в военные годы внимательно следили и за театральными премьерами, и за творчеством отдельных артистов. В августе 1944 года в одном из номеров была опубликована статья под названием «Творческая победа артистки Градовой». Постоянный рецензент газеты Б. Любимов рассказал о работе артистки в пьесе «Встреча в темноте», где она играет учительницу Варю, спасающую раненых советских бойцов от немецких оккупантов. Любимов называет актрису душой спектакля:

«Бывают спектакли, когда меньше всего хочется говорить о пьесе, постановке или оформлении, говорить о том, о чем обычно принято и следует говорить. Внимание привлекает один актер или актриса, которые решают судьбу и ценность всего спектакля. Мы знаем Градову как талантливую актрису вообще. Мы помним её в ролях различного плана. Трудно забыть пылкого корнета в «Давным-давно», лукавую Лизу в «Горе от ума», взбалмошную Шурку в «Егоре Булычеве». Градова всегда радует своей непосредственностью, искренностью, глубоким проникновением в существо изображаемого образа, умением перевоплощаться. Но из всех сыгранных ей в Молотове ролей роль Вари является, бесспорно, наиболее значительным творческим достижением. Слушая Варю-Градову почти забываешь, где кончается жизнь и начинается театр. Зритель до конца верит актрисе, верит каждому её слову, каждому жесту».

За создание образа Вари в пьесе «Встреча в темноте» Молотовский городской Отдел по делам Искусств объявил актрисе благодарность и наградил почётной грамотой.

Источник:
- Любимов, Б. Творческая победа артистки Градовой / Б.
Любимов // Газета «Звезда». - 1944. - 25 августа.

https://sun9-23.userapi.com/impg/c858232/v858232980/2080db/Ll-6I26vjf0.jpg?size=807x533&quality=96&sign=c5e9ee671a5cff2a8cced5a291c35441&c_uniq_tag=xwsxZarxznUYQCES_i_Sa-yoHVUYT7BRj9RGCsMF_es&type=album
В этом здании Молотовский Драматический Театр проводил летний сезон 1944 года, в том числе здесь шла пьеса Фёдора Кнорре «Встреча в темноте»

Источник:
https://vk.com/wall-156568278_4584
https://vk.com/wall-156568278_4056
https://vk.com/wall-156568278_4061
https://vk.com/wall-156568278_4193
https://vk.com/wall-156568278_4489

Категория: Прикамье в годы ВОВ | Добавил: elena
Просмотров: 54 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]