Важность работы художников в период тяжелейших для страны и ее народа испытаний трудно переоценить.
Это и оперативная
информация населения о событиях на фронте, и вселение уверенности в
обязательной победе над врагом, и призыв к жителям тыла ускорить своим
трудом эту победу. И в ряду выполнявших эти задачи
работников искусства нужно назвать имя нашего земляка Ивана Игнатьевича
Россика. Уроженец Читы, художественное образование получил в
Ленинградской Академии художеств, и с 1932 года жил и работал в Перми,
преподавал в Пермском художественном училище.
В годы Великой Отечественной войны
работал в мастерской агитационного плаката. Выезжая в командировки по
краю, писал этюды, пейзажи, портреты рабочих. Одной из его работ
является плакат «Металлурги! Больше металла фронту! Каждая добавочная
тонна металла – еще один крепкий удар по врагу!». В Молотовской области было несколько предприятий металлургии. Нытвенский
металлургический завод выпускал биметаллическую ленту для патронов и
снарядов. К 1944 году объем производства вырос почти в 5 раз, а завод
завоевал второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Реконструированный накануне войны Добрянский металлургический завод производил мартеновскую сталь, с 1941 года стальной лист с бронированной поверхностью.
Основной продукцией Лысьвенского металлургического завода стали корпуса авиабомб и снарядов, стальные нагрудники и каски. В годы войны
завод был единственным в стране предприятием по выпуску касок, а всего
за период 1941-1945 годов их изготовлено более 10 млн. штук.
О значимости для страны работы металлургов говорят нам плакаты военного времени.
Ещё один плакат военного Молотова посвящен работе
завода № 19 им. И. В. Сталина, выпускавшего авиационные моторы. На
плакате летчик пожимает руку рабочему на фоне самолета, внизу
стихотворные строки: «Мы смерть врагу несем своим полетом – даешь моторы
самолетам!». Художники В. Орешников и В. Оболенский на переднем плане разместили знаменитый авиадвигатель, без которого ни один самолет не поднялся бы в небо. Завод
№ 19 им. И. В. Сталина еще накануне войны производил авиационные моторы
для Красной Армии. Весной 1941 года конструкторское бюро А. Д. Швецова
выпустило мотор М-82, в 1,5 раза превышавший мощность своего
предшественника. Большинство двигателей М-82 (и модификаций)
устанавливались на истребители Лавочкина. Самолет ЛА-5ФН, поступивший на
фронт в 1943г., позволял на равных драться со всеми типами немецких
истребителей. Швецовские моторы ставились также на бомбардировочную и
транспортную авиацию.
В 1944 году все моторы завода № 19 в честь признания заслуг конструктора стали именоваться АШ – Аркадий Швецов.
Несмотря
на то, что почти половину рабочих завода составляли женщины и
подростки, тяжелый труд, качество моторов было высоким, объемы продукции
росли с каждым годом. Всего за время войны было выпущено более 31
тысячи авиамоторов - 15% всех советских моторов.
Источник: https://vk.com/wall-156568278_4185
https://vk.com/wall-156568278_4458 |