16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 3
Погода
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » Промышленность Прикамья

«Повод для национальной гордости». Пермский «Царь-молот»
17.02.2024, 16:43
17 февраля 1875 года на Мотовилихинском заводе был запущен в работу «Царь-молот» – паровой ковочный агрегат с 50-тонной ударной частью, построенный по проекту начальника завода Николая Воронцова.

«Без предварительных испытаний Воронцов решил сразу перейти к обработке заготовки для 11-дюймового орудия, – описывал происходившее пермский прозаик Вячеслав Запольских. – Из печи выдвинули раскаленную болванку весом 400 пудов, уложили на наковальню. Управление гигантским молотом осуществляли двенадцать человек.

Первый удар многим показался страшным. Но сотрясения, которых ожидали, оказались несущественными...».

Ковка продолжалась три часа. В присутствии русских заводчиков и гостей с концерна Круппа из Эссена мотовилихинский молот отковал стальную болванку массой свыше 16 тонн.

https://sun9-78.userapi.com/impg/F8Ol8sChfL7JYL7DcUYGUOjZ1819e5yMUyXSsA/wJyZqUktUdU.jpg?size=280x329&quality=95&sign=7086888619e7e6a27611c3a50a5cca79&c_uniq_tag=_jBFWBoCvDs1QQDK_EYKnfRYubtn0igMg1YMg3G4vjs&type=album

Подготовка к сооружению и строительство гигантского велись шесть лет. Осенью 1871 года, отливая наковальню, в ее форму залили не менее 620 тонн чугуна. Остывала деталь с такой огромной массой очень долго: еще месяц спустя температура ее была 700 градусов!

Российская техническая интеллигенция восприняла молот Воронцова как повод для национальной гордости. Кончилась зависимость российских армии и флота от поставок из Вестфалии, наша промышленность отныне могла производить орудия крупного калибра своими силами.

Пермские одиннадцатидюймовки стояли на страже Петербурга на свеаборгских бастионах. В русско-японскую войну они стреляли с порт-артурской Золотой Горы по японским броненосцам.
Воронцову за его уникальный проект вручили «Медаль сотрудничества» на Венской всемирной выставке 1873 года.
«Царь-молот» активно эксплуатировался до конца 1916 года. Когда и по каким причинам был демонтирован шедевр Воронцова, доподлинно не известно: в одних источниках указан 1923 год, в других упоминаются тридцатые.

Как он выглядел, может и сегодня представить себе каждый пермяк. Каменная копия «Царь-молота» и сегодня высится над Мотовилихой на горе Вышке – это центральный элемент Мемориала борцам революции 1905 года.

Основание же воронцовской машины и сегодня находится под землей на территории «Мотовилихинских заводов».

Источник:
https://vk.com/wall-156568278_12768
Категория: Промышленность Прикамья | Добавил: elena
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]