Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном
доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали
за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять
основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали
знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных
условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми
успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени,
прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Воспитатель детей дошкольного возраста – одна из самых массовых современных
педагогических профессий. Она возникла в XVII – XVIII в.в., когда появились
первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения
первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены
благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища»
во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем
возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься
дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми,
проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных
странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями,
наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов
дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
Известные представители профессии:
Роберт Оуэн - Английский философ, педагог и социалист.
Первый в мире детский сад - «школу для маленьких детей» фабрикант Роберт Оуэн организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.
Аделаида Семеновна Симонович - Российский педагог, издатель,
первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания.
В1863
году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои
взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад».
Сегодня педагогические специальности преимущественно представлены женщинами, а
профессия воспитатель — самый яркий тому пример. Задумываясь о работе в
такой области, стоит оценить свою готовность к высокому уровню нагрузок и
ответственности. Зачастую именно от воспитателя зависит, каким вырастет
ребенок, какие черты возобладают в его характере. Для плодотворной
работы по такому профилю недостаточно знаний, у соискателя должно быть
призвание к взаимодействию с детьми. Но мало любить
детей и обладать соответствующими знаниями. Надо быть готовым к тому,
что придется много учиться, систематически подтверждать и повышать
квалификацию. Направление не зря считается «женским». Прекрасная
половина человечества действительно лучше справляется с
профессиональными обязанностями такого типа. Еще исследования показали,
что с функциями воспитателя лучше справляются специалисты, которые хотя
бы 1-2 года отработали под началом опытного педагога или сами имеют
детей.
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И
она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение,
потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые
люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим
воспитанникам. Источник: Литература: - Смыш, В. П.
Моя профессия - воспитатель детского сада : кн. для
воспитателя дет. сада / В. П. Смыш. - Москва :
Просвещение, 1989. - 62 с. - (Из опыта работы).
|