16+ СОЛИКАМСКИЙ МО


Меню сайта
Проект
https://xn--80aabauqbbascbfesyd7cgj.xn--p1ai/unsafe/fit-in/1024x1024/smart/https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 6
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » 300 лет ПЕРМИ

«Города великого гонцы» в Прикамье
20.04.2020, 16:38
Из истории эвакуации. 1941-1945 гг.

 Знамен не опустившие бойцы,
Своим исконным
мужеством богаты,
Мы - беженцы? Нет, нет!
Мы делегаты.
Мы города великого гонцы,

- так писал А. А. д'Актиль в своем стихотворении «Ленинградцы», опубликованном  12 марта 1942  г. в молотовской областной газете «Звезда». Поэт прибыл в Молотов* в эвакуацию из осажденного   Ленинграда   и   нашел   здесь   свое   последнее   пристанище.   Автор   «Марша энтузиастов», «Марша Буденного», «Парохода», ряда песен, ставших советской классикой, был похоронен на Егошихинском кладбище и удостоился    надгробия из серого камня в форме «аналоя» с рельефным изображением лежащего на нем раскрытого Евангелия. Несмотря на непродолжительное   пребывание   в   Прикамье,   д'Актиль   успел   поработать   для   местной художественной мастерской «Окна ТАСС» по выпуску агитационной продукции, активно публиковал в «Звезде» патриотические стихи и антигитлеровские пародии, находя темы для них в сводках Совинформбюро.

В Молотове и Молотовской области в годы Великой Отечественной войны жили эвакуированные с берегов Невы представители разных творческих профессий: писатели и сценаристы, музыканты, художники, музейные работники, артисты Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова.

Писатель В. А. Каверин 12 августа 1983 г. в письме, адресованном пермскому краеведу В. С. Колбасу, вспоминал: «В Перми, куда я приехал в отпуск сперва из блокадного Ленинграда, потом - с Северного флота, было, помнится, очень много писателей, художников и композиторов. Из ленинградцев там жил сперва в «семиэтажке», потом в военном госпитале Юрий Тынянов, уже тогда тяжело больной и отправленный по распоряжению правительства в 1943   г.  в Кремлевскую больницу из Перми. Жили ленинградские писатели Слонимский, Благинина, Козаков, Розенфельд (тоже в «семиэтажке»). В отдельной квартире - не помню где -  жил  Михаил  Ботвинник  с  женой,  балериной  Кировского  театра,  писатель  Меттнер». «Семиэтажкой» все называли гостиницу «Центральная» в Молотове, которая была построена в 1930-1933 гг. по проекту архитектора Ф. Е. Морогова.  Здесь, кстати,   жил и А. А. Д'Актиль с семьей. По   мнению Каверина,   эта самая   «семиэтажка»   в жизни эвакуированных   «сыграла огромную роль - крыши над головой во время большого шторма».

«Жители Перми - писал Каверин - относились к эвакуированным с неизменным сочувствием, вниманием и стремились помочь им во всем, начиная с питания и кончая одеждой». Был организован Литфонд, помогавший писателям получать ссуды, решать бытовые проблемы. Для детей эвакуированных литераторов был устроен лагерь в деревне Черной, в двух часах езды от Молотова. Редактором, затем директором Молотовского книжного издательства с конца 1940 г. до середины 1944 г. работал А. Н. Спешилов. В его личном архиве, материалы которого находятся в собрании Пермского областного краеведческого музея (ПОКМ), сохранились личные листки по учету кадров, заполненные рукой С. Е. Розенфельда, Е. Д. Люфанова, С. С. Данилова, И. В. Луковского, А. А. д'Актиля, ведомости на получение семян огородных растений и распоряжения  уполномоченного Литфонда на выдачу вина для писателей. Сохранился протокол творческого вечера В. А. Каверина, состоявшегося в Молотове 21 ноября 1942 г. Писатель читал свои рассказы «Друг», «Любовь», «Русский мальчик», «Девушка на флоте», подвергшиеся тщательному анализу слушателей. Очень символично прозвучало высказывание Н. Я. Рыковой: «В 1942 году наметился в литературе правильный поворот, Каверин делает в прозе то, что Симонов - в поэзии. Литература там, где вечные темы: любовь, смерть, счастье».

Приезд и пребывание в Молотове именитых писателей, несомненно, изменили литературную жизнь края, значительно повлияв на культурный ландшафт в целом. С осени 1941 г. в Прикамье проводились «Тематические вечера», призванные популяризировать произведения русской классической и советской литературы. Причем организация литературных вечеров стимулировала появление новых литературных произведений, с которыми выступали сами авторы. Так, для программы «Дружба и товарищество» М. Л. Слонимский написал рассказ «Неизвестный друг».

26 февраля 1942 г. в газете «Звезда» под заголовком «Создадим книги, зовущие к борьбе» появилось коллективное письмо, подписанное группой писателей, среди которых-  ленинградцы д'Актиль, Козаков, Каверин, Тынянов, Слонимский, Розенфельд. Они писали: «Наше оружие - перо. Но в любой час, если понадобиться, мы готовы сменить его на боевое оружие и сражаться вместе с передовыми частями на фронте, истреблять врага без пощады». Не обошлось, конечно, и без славословия в адрес мудрых полководцев и «величайшего человека нашей эпохи - Сталина». Однако существовали определенные сложности во взаимоотношениях «инженеров человеческих душ» и общественности. В апреле 1943 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) о работе Молотовского книжного издательства, которое, по мнению ЦК, лишь «...разбазаривало бумагу на выпуск бессодержательных книг». Такой резкой критике в числе других подверглись повести С. Е. Розенфельда «Гунны» и М. Л. Слонимского «Председатель горсовета». Слонимский, в частности, обвинялся в плохом знании уральского края и в создании нелепых и надуманных образов советских людей. Руководители издательства были сняты с работы, а у «провинившихся» авторов на некоторое время возникли проблемы с изданием написанного.

Своего рода ответом на критику можно считать проведение в июне 1943 г. в Молотове межобластной научно-практической конференции, посвященной теме «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе», в которой принимали участие ученые и писатели, представлявшие Молотов, Свердловск, Челябинск, Москву, Ленинград и Киев. Конференция отметила, что «...старинная гордая слава Урала воскресла в произведениях уральского сказочника П. Бажова, сказках И. Карнауховой, рассказах и очерках М. Шагинян, А. Карнауховой, М. Слонимского, Ф. Гладкова и др.». За время пребывания на пермской земле ленинградцы создали целый ряд замечательных произведений. Здесь появились главы второй книги романа В. А. Каверина «Два капитана», был написан последний рассказ Ю. Н. Тынянова «Гражданин Очер». Именно в Молотове увидела свет знаменитая повесть «Спутники» уроженки Ростова-на-Дону, ставшей после войны ленинградкой, В. Ф. Пановой.

Ленинградских служителей Терпсихоры Молотов поначалу встретил не слишком приветливо: в августе 1941 г. город буквально задыхался от ежедневно прибывавших эшелонов с эвакуированными людьми, промышленным оборудованием, и горожане были озабочены, в первую очередь, решением чисто бытовых проблем. Приютила артистов все та же «семиэтажка» - обитель муз. Первыми спектаклями, сыгранными ленинградцами 13 и 14 сентября, стали опера «Иван Сусанин» и балет «Лебединое озеро». Народный артист СССР К. М. Сергеев вспоминал впоследствии: «...мы танцевали с Н. Дудинской. Поначалу спектакль принимали сдержанно...Зритель оказался плохо подготовленным к восприятию балетного зрелища. Нам его пришлось завоевывать, и успехов на этом трудном пути мы добились не сразу».

Пребывание прославленного театра в Прикамье - яркая страница в его истории. В эвакуации театром было создано 14 новых концертных программ, осуществлены премьерные постановки оперы «Емельян Пугачев» и балета «Гаянэ», дано более тысячи спектаклей. Был возобновлен один из лучших балетов русской классики «Спящая красавица». В самые тяжелые дни осени и зимы 1942 г. трудовому коллективу театра пришлось на своих плечах перенести более трех тысяч кубометров дров, более ста тонн картофеля для нужд театра и города.

Вместе с театром в Молотов приехали учащиеся 8-10-х классов Ленинградского хореографического училища, а в октябре 1941 г. к ним присоединились и младшие классы. Сначала училище располагалось в четырех небольших домах в поселке Полазна в 45 км от Молотова. Учеба проходила в местной сельской школе во вторую смену; специально оборудованные помещения для профессиональных занятий, отсутствовали. Регулярного сообщения между областным центром и Полазной не существовало, а потому срывались поставки продуктов, срывались занятия, ведь многие педагоги были ведущими артистами театра, и выезд на урок без уверенности в своевременном возвращении не всегда представлялся возможным. В 1942 г. младшие классы перевели в Нижнюю Курью, дачное место на берегу Камы, где сам воздух соснового леса благотворно влиял на ослабленное здоровье детей, а старшеклассники занимались в Молотове в доме на улице Луначарского, где, как считается, когда-то останавливался А. П. Чехов. 1 сентября 1943 г. Ленинградское хореографическое училище открыло в Молотове свое отделение. Так было положено начало пермской балетной школе, хорошо известной сегодня далеко за пределами России.

Приютила Молотовская область и бесценные музейные сокровища. Поздней осенью 1941 г. порядка десяти тысяч предметов из собрания Государственного Русского музея были размещены в залах Молотовской художественной галереи, отданных под хранилища. Галерея для посетителей была полностью закрыта. Так как в городе ощущалась острая нехватка помещений и жилья для эвакуированных, часть коллекций Русского музея, также, впрочем, как и коллекции московских музеев (Государственного музея восточных культур, Государственного театрального музея им. Бахрушина, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, музея-усадьбы «Кусково»), Краснодарского художественного музея   отправились в Соликамск.

Присутствие в Молотове коллектива Русского музея оказалось весьма полезным для научной, хранительской и выставочной деятельности сотрудников местной галереи. Как отмечал исполнявший в 1941-1945 гг. обязанности директора Русского музея П. К. Балтун, помощь выражалась в различной форме: реставрация отдельных памятников искусства, консультации при проведении каталогизации, определение и датировка произведений. Своим эвакуированным землякам-ленинградцам сотрудники Русского музея тоже помогали: в связи с подготовкой постановки оперы «Емельян Пугачев», осуществленной 7 июля 1942 г. труппой Ленинградского театра, художник-постановщик Ф. Ф. Федоровский получил возможность познакомиться с рядом произведений русского искусства XVIII   в.

Летом 1942 г. в Соликамске была организована выставка произведений графики на темы из истории ВКП(б), представившая 140 произведений 84 художников. В январе 1943 г. Русский музей выступил инициатором подготовки выставки «Образ Ленина в изобразительном искусстве», состоявшей в основном из произведений И. И.Бродского.

Наряду с такими идеологически выверенными вернисажами летом-осенью 1944 г. в залах Молотовского краеведческого музея вниманию публики были предложены произведения художников М. В. Нестерова и И. Е. Репина из собрания Русского музея, доселе знакомые пермякам лишь по репродукциям. Недоверчивые зрители даже пытались спорить с музейщиками по поводу подлинности выставленных полотен и высказывали мнение, что «настоящие» картины остались в Ленинграде.

Особый след в воспоминаниях жителей Молотова оставила выставка «Ленинград в дни блокады», открытая в годовщину начала войны, 22 июня 1943 г. в краеведческом музее. Впервые экспонаты этой выставки были представлены летом 1942 г. в здании Ленинградского отделения Союза художников. В живописных, графических, скульптурных произведениях Я. С. Николаева, В. В. Пакулина, И. А. Серебряного, А. Ф. Пахомова, Н. И. Дормидонтова, Н. А. Павлова, В. Пинчука и других без прикрас предстала жизнь Ленинграда. Затем выставка была переправлена из Ленинграда в Москву и работала в залах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, и, наконец, стараниями сотрудников Русского музея, ее увидел Молотов.

В молотовской мастерской «Окна ТАСС», ежемесячно выпускавшей не менее десяти красочных плакатов тиражом 200-300 экземпляров, работали ленинградские художники В. М. Орешников и В. А. Оболенский. С успехом прошла в Молотове персональная выставка известного иллюстратора детской книги Ю. А. Васнецова.

«Города великого гонцы» - ленинградские литераторы, художники, артисты, музейные работники - за годы, проведенные в Прикамье, оказали значительное влияние на формирование культурной составляющей местных читателей и зрителей. В то же время, и сами они открыли для себя Урал. В. Ф. Панова в 1973 г., обращаясь в Пермское книжное издательство в дни празднования 250-летнего юбилея Перми, сказала: «...я хочу числиться среди тех, для кого близки и любимы пермские улицы, прекрасная Кама, жаркое дыхание заводских труб».

Автор: Боброва Е. Е.

Источник:
  • Боброва, Е. Е. "Города великого гонцы" в Прикамье. Из истории эвакуации 1941-1945 годов / Е. Е. Боброва // История Петербурга, - 2006. - № 1. - С. 34-36.
Категория: 300 лет ПЕРМИ | Добавил: elena
Просмотров: 367 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]