Появление в Перми коммунарского движения, коммунарской методики – это
историческое событие в развитии нового этапа детского движения Прикамья. В Пермском регионе идеи И.П. Иванова «пали» на очень благодатную почву и «проросли» очень надолго. В 1914 – 1916 годах развивается скаутское движение. Организации
Мотовилихи, Усолья, Кунгура насчитывали в 1916 году 397 человек. 19 декабря 1919 года был открыт городской детский клуб «Муравейник»,
опыт которого вписывался в движение сетлементов. Появляются первые
пионерские отряды. 1940 год – зарождается тимуровское движение, в городе оно поддерживалось городским Дворцом пионеров. В 1964 году открывается Клуб юных коммунаров Мотовилихинского района г.
Перми. Позднее такие объединения появляются в Дзержинском и Ленинском
районах г. Перми, в селе Елово, г. Соликамске, затем начинает
действовать районный клуб старшеклассников Орджоникидзевского района
«Юнком». В 1972 году начинает свою работу Макаренковская
секция Пермского областного отделения Педагогического общества РСФСР,
которая осуществляет поддержку идей коммунарской методики и становится
участником Всесоюзного Коммунарского Макаренковского Содружества (КМС). В 1976 году Пермский педагогический институт, активно включившись в
движение комсомольских макаренковских педагогических отрядов (КМПО),
проводит совместно с Педагогическим обществом первый Российский слет
отрядов КМПО. В это время в Перми продолжали действовать
Клуб юных коммунаров Мотовилихинского района и клуб «Юнком»
Орджоникидзевского района. Все эти годы коммунарские коллективы жили
ярко, насыщенно и напряженно, всей своей жизнедеятельностью они
утверждали педагогику сотрудничества, применяя и пропагандируя методику
коллективной творческой деятельности. Они опередили время на целое
20-летие, так как признание методики коллективной творческой
деятельности произошло в конце 80-х годов. В этих коллективах вырастали
очень интересные люди, с активной жизненной позицией, нестандартно
мыслящие, инициативные, отличающиеся критичностью и креативностью
мышления. Многие из них осознавали свою миссию первопроходцев, и это
придавало им силы. В 90-е годы, после официального
признания педагогики сотрудничества, новая волна коммунарского движения
активно распространяется не только в городе (клуб «Ровесник»
Свердловского района г. Перми), но и в области: село Большая Соснова, г.
Чайковский и др. Все лучшие традиции коммунарского
движения подхвачены созданным в 1995 году в Перми движением ДИМСИ
(Детские и молодежные социальные инициативы), в которое влились детские
коллективы 13 территорий Пермской области и 5 районов г. Перми:
- на
этапе создания детского общественного объединения использовался полный
цикл методики коллективной творческой деятельности (последовательность
этапов);
- коллективное творческое
дело являлось микромоделью выстраивания алгоритма системы общественных
отношений, основанных на взаимном понимании, взаимопомощи,
доброжелательности и т.д.;
- коммунарские сборы (одно- или многодневные) стали ярким образцом жизнедеятельности коллектива;
- летние лагеря, довольно продолжительные по времени, стали моделью организации здорового образа жизни коллектива;
- продолжается
постоянный поиск новых социально-педагогических технологий, их
использование в работе с учетом новых задач и расширения поля
педагогической деятельности.
Автор: Шихова Т.Я., г. Пермь
Источник: https://oldlager.livejournal.com/196277.html
Литература:
- Огни Прометея. 1967 – 2017 : 50-летию клуба юных коммунаров г. Соликамска посвящается / отв. за вып. Е. Г. Наголова. – Соликамск : Типограф, 2018. – 434 с. : ил.
|