Сегодня
трамваи стали, пожалуй, одной из самых привычных составляющих
повседневной жизни пермяков. А знаете ли вы, когда в Перми появился
первый трамвай?
Проектом строительства трамвая
губернский город Пермь располагал уже в 1911 году. Спустя два года
Пермская городская управа для его реализации получила от правительства
России разрешение на внешний займ в сумме 3 млн. 500 тысяч рублей.
Однако с началом Первой мировой войны проект был приостановлен. К этому
времени успели выстроить лишь трамвайный парк, который в настоящее время
можно увидеть в микрорайоне Разгуляй.
К проекту вернулись
только после крушения Российской империи, окончания Гражданской войны и
образования СССР. Первые маршруты трамвайных линий должны были соединить
станцию Пермь-II с Мотовилихой и улицу Ленина со станцией Пермь-I.
Любопытно, что часть жителей выступила против, и в газете «Звезда»,
выражая их мнение, выходили заметки «Трамвай еще не нужен».
Однако
на собрании в железнодорожных мастерских, большинство рабочих
проголосовали за строительство трамвая, подтвердив, что трамвай свяжет
рабочие окраины с культурным центром города, быстро окупит себя и даст
средства на постройку городской бани и хлебозавода. В марте 1929 года
приступили к работе, построив мост через Егошиху, сократившему на
километр расстояние между Мотовилихой и Пермью. В середине июля горсовет
одобрил прокладку линии от Разгуляя до ул. К. Маркса (ул. Сибирская), а
несколько позднее – до улицы Красноуфимская (ул. Куйбышева). Президиум
горсовета приурочил пуск трамвая к XII годовщине Октября.
Итак, 7
ноября 1929 года, в 9 часов утра состоялось открытие первой очереди
трамвайных путей, соединивших Базарную площадь Мотовилихи с
Красноуфимской улицей. Первое время на линии работало всего четыре
моторных вагона, в декабре их количество выросло до 16. Водили их
опытные вагоновожатые, приглашенные из Москвы. Маршрут имел 15
остановок.
Стоит отметить, что в прокладку трамвайной линии, протяженность которой составила
13,2 километра, значительный вклад внесли сами горожане во время
регулярных субботников. К 1930 году трамвайная линия была продлена до
вокзала Пермь-II. Тогда же вагоны стали ходить и по улице Карла Маркса, а
двумя годами позже стартовали работы по запуску третьей линии – от
улицы Толмачева до лесокомбината «Красный Октябрь».
Трамваи сыграли особую службу и в годы Великой Отечественной
войны: 64 вагона почти круглосуточно перевозили раненых, эвакуированных,
доставляли сырье к заводам, а готовую военную продукцию – к станции
Пермь II.
В 1960-е годы трамвайная сеть активно расширялась и
реконструировалась. Некоторые линии были убраны (с улицы Ленина), а на
их место пришли троллейбусы.
С 2021 года трамвай ходит по улице
Революции, соединяя центр города с микрорайоном Висим. Появились новые,
комфортабельные вагоны и даже экскурсионный трамвай-кафе.
Источник: https://vk.com/wall-156568278_8098 https://vk.com/wall-77648985_5011
|