16+ СОЛИКАМСКИЙ МО


Меню сайта
Проект
https://xn--80aabauqbbascbfesyd7cgj.xn--p1ai/unsafe/fit-in/1024x1024/smart/https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 6
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » 300 лет ПЕРМИ

Мамин-Сибиряк и ПЕРМЬ
10.10.2017, 18:29
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин; годы жизни 1852—1912) — русский прозаик и драматург.

Пермь считает Д. Н. Мамина-Сибиряка своим, и не без основания. Дмитрий Наркисович родился в Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии. Его отец, священник Наркис Матвеевич Мамин за три месяца до рождения сына переехал сюда из Ёгвы (в настоящее время - село в Кудымкарском р-не), где служил после окончания Пермской духовной семинарии. Будущему писателю очень повезло с отцом. «Вся обстановка жизни скромной поповской семьи носила не совсем заурядный характер, - вспоминал он позднее, - и дала уму и характеру ту закалку, которая дается только у своего очага любящими руками».

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 - 1912)

К сожалению, семья была бедна. Пришлось оставить мечты о гимназии и пойти по традиционному для детей священнослужителей пути: Екатеринбургское духовное училище, затем Пермская духовная семинария. В конце августа 1868 года Дмитрий отправился по реке Чусовой в город Пермь. В сентябре Мамин поступил в Пермскую духовную семинарию.

Памятник Мамину-Сибиряку на горе в Висиме

Стоит заметить, что на Чусовой он неоднократно бывал и позже, в том числе добираясь по ней в Пермь. Известно, что Мамин путешествовал по Чусовой в 1868, 1869, 1870 годах, а также несколько раз с 1878 по 1882 годы. Эта уральская река значительно отразилась в его творчестве, присутствует во многих произведениях. Так сложилось, что его первым напечатанным произведением стал рассказ «В камнях», вышедший в 1882 году и подписанный как Д. Сибиряк. Таким образом, Чусовая пробила путь писателя в большую литературу.

В июле 1872 года Дмитрий ушел из семинарии, так и не закончив ее. Это было время реформ. Пермская духовная семинария перестраивалась в соответствии с подписанным Александром II в 1867 г. новым «Уставом православных духовных семинарий». Помимо прочих нововведений, появилась замечательная возможность оставить семинарию после четырех классов и поступить в светские высшие учебные заведения, даже в университет. Следующие два класса были чисто богословскими. Мамин, ставший атеистом на второй год обучения, воспользовался возможностью выйти из семинарии и уехал в Петербург.

Семинарские годы описаны им в очерке «Худородные». Воспоминания писателя об этом времени противоречивы. Дмитрий Наркисович считал, что семинария развращает и губит молодые умы. Его мучила традиционная изолированность семинаристов от хорошего светского об-ва, чувство ущемленности, глубоко затаенная обида. В то же время он признавался, что «семинария дала ему больше, чем могли бы дать университет и академия», что эти годы были для него временем «громадного умственного роста». Здесь сформировалось его мировоззрение, здесь он начал писать. В 1873-1876 гг. Дмитрий Наркисович учился на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической акад., затем в течение года на юридическом факультете Петербургского ун-та. В эти годы он активно публикуется в газетах, занимаясь «литературной поденщиной», начинает писать рассказы и работать над своим первым романом. Учебу пришлось бросить после внезапной смерти отца. Вскоре после переезда в Екатеринбург Мамин-Сибиряк, по его словам, «полностью отдался литературе».

Журналистская работа в эти годы не раз приводила его в Пермь. Летом 1888 г. он предпринял специальную поездку на север Перм. губ., был в Чердыни. На этом материале написан замечательный рассказ «Зимовье на Студеной». В газ. «Русские ведомости» появился большой публицистический очерк «От Урала до Москвы», в газ. «Волжский вестник» - очерк «От Зауралья до Волги», в журн. «Вестник Европы» - очерк «Старая Пермь». Жители губернского центра были озадачены яркой, образной, но очень нелицеприятной характеристикой Перми. Удивляет она и современных читателей. По-видимому, воспоминания о семинаристских годах по-прежнему были живы. Тем не менее, в Перми жили люди, близкие писателю по духу, по увлечениям. Он охотно общался с историком А. А. Дмитриевым, земским статистиком Е. И. Красноперовым и особенно нежно относился к В. Н. Шишонко, летописцу и краеведу.

Пермь под именем города Мохова присутствует во многих художественных произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка («Именинник», «Приваловские миллионы», «В худых душах» и др.). Поездка писателя в Чердынь подарила нам замечательный рассказ «Зимовье на Студеной», путешествие по Чусовой – очерк «Бойцы».

В 1891 г. Дмитрий Наркисович познакомился с актрисой Марией Морицевной Гейнрих, уроженкой Перми, дочерью фотографа М. Г. Гейнриха (Ротони), и уехал с ней в Петербург. А в 1892 г. Мария Морицевна умерла, оставив на руках у мужа новорожденную девочку – Аленушку. Сколько поколений российских детей выросло на «Аленушкиных сказках»!

Больше Д. Н. Мамин-Сибиряк не вернулся на Урал, но никогда не переставал ощущать тесной связи с родными местами.

В Перми же писателя почитали всегда. Уже в 1870-е гг. им гордились соученики по семинарии. Позднее, когда пришла широкая журналистская, а затем и писательская известность, общественность города встречала каждую новинку с интересом и неизменным чувством причастности. Постоянным читательским спросом пользуются произведения автора и в наши дни.

На протяжении всей своей жизни писатель тяжело переживал невнимание критики к своему творчеству. При жизни литературные критики называли его писателем-пессимистом, писателем-этнографом, бытописателем. Д. Н. Мамин-Сибиряк вошел в историю русской и мировой культуры как первооткрыватель «уральской темы», но его творчество далеко выходит за пределы бытописательства. Многие современные литературоведы и критики приходят к выводу о том, что Мамин-Сибиряк не был до конца понят современниками, исторический смысл его произведений не оценен по достоинству и сегодня. Разгул «дикого капитализма» в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг., например, заставил многих совсем по-новому взглянуть на романы Д. Н. Мамина-Сибиряка и на судьбы его героев.

В настоящее время на фасаде здания бывшей духовной семинарии есть мемориальная доска с барельефным изображением Д. Н. Мамина-Сибиряка и текстом: «В этом здании учился в 1868-1872 гг. писатель, уроженец Урала, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Род. 25 октября 1852 – умер 2 ноября 1912». В 1974 г. в сквере перед зданием был установлен его бюст, выполненный скульптором А. Уральским.

Источник:
https://vk.com/page-10148531_44152882
https://uraloved.ru/ludi-urala/mamin-sibiryak

Литература:
  • В Парме / сост., предисл. и комм. Н. Ф. Авериной ; худож. Е. И. Несте­ров. - Пермь : Кн. изд-во, 1988. - 400 с. - (Литературные памятники Прикамья).
  • "Я увез из Перми воспоминание..." : письма, дневники, воспоминания русских писателей, связанные с Пермским Прикамьем / сост. Д. А. Красноперов. - Пермь : Книжное издательство, 1989. - 287 с.
Категория: 300 лет ПЕРМИ | Добавил: elena
Просмотров: 2954 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]