Это — часть Соликамского тракта. Дорогой соединяли заводы и города, а также Урал с Сибирью.
Специалисты
Камской археологической экспедиции нашли на месте строительства будущей
галереи Соликамский тракт — бревенчатую дорогу, датируемую первой
половиной XVIII века. Мы побывали на месте раскопок и показываем
уникальную 300-летнюю находку.
Археологи
уже находили фрагменты этой дороги, но они были небольшими и не давали
общего представления о том, как она выглядела. На днях им удалось
раскопать значительную часть старой деревянной дороги и понять ее
конструкцию.
— Мы дошли до места, где смогли «поймать»
Соликамский тракт во всю ширину, — рассказывает 59.RU научный сотрудник
Камской археологической экспедиции Мария Мингалёва.
Найденная дорога полностью сложена из бревен. В центре — перекоп от поздних коммуникаций.
—
Она соответствует требованиям строительства дорог XVIII века — шесть
метров шириной, сливные канавы по сторонам — своеобразная ливневка того
времени, которая была необходима, так как воды здесь было много, —
говорит Мария Мингалёва. — Бревна клали в два ряда, верхний слой стелили
на нижний поперечный.
Строительство Соликамского тракта сыграло значительную роль для Прикамья.
—
До его строительства из Перми была только одна магистраль — по воде, —
продолжает археолог. — Но Егошихинский завод нужно было связать с
Мотовилихинским и южными заводами — Оханским, Юго-Камским, а также с
северными — Соликамским, Висимским и Пыскорским. Эту дорогу сделали
альтернативой водному пути и линии бичевника — дороги, по которой
бурлаки таскали груз. Это была самая главная и самая первая
государственная пермская магистраль, которая соединила заводы. На планах
она была подписана как Большая столбовая дорога. Рабочие делали рядом
пристрои, ангары. Дорога проходила через Егошихинский поселок, с
которого началась история нашего города. У нас есть сведения, что
когда-то на территории Завода Шпагина рабочие нашли чугунную табличку
«Соликамский тракт».
Соликамский
тракт стал частью Большого Сибирского тракта, что позволило соединить
Прикамье с другими регионами. По данным историков, по нему доставляли
депеши чердынским и соликамским воеводам, шли в кандалах каторжники —
участники крестьянских восстаний, шведские солдаты, плененные во время
Русско-Шведских войн. По нему в Сибирь ехали торговцы, доставляя на
торговые рынки меха и соль-пермянку.
Сверху бревенчатый тракт был засыпан галькой и щепой — «дорожной одеждой» XIX века, как говорят археологи.
Специалисты
Камской археологической экспедиции говорят, что рядом с дорогой — на
месте исторической деревни Егошихи, нашли множество предметов быта.
—
В основном это гончарная керамика, которой пользовались жители
деревень, — говорит Мария. — Эта дорога проходила непосредственно через
Егошиху. Фарфор и фаянс здесь были редки. Это признак городского
населения, зажиточных семей.
Также
на месте стройки нашли архитектурные фрагменты. В основном это срубные
постройки, погреба, строение, похожее на избу. Также найдены
индустриальные постройки, которые относятся уже к железнодорожным
мастерским и паровозоремонтному заводу — к концу XIX века. На фото ниже —
фундамент заводского цеха позднего времени, предположительно, относится
к годам войны.Он врезан прямо в саму конструкцию деревянной дороги. Есть немало и промышленных находок, связанных с жизнью и работой завода.
—
Из всех мест в городе это самое разнообразное в плане находок, потому
что здесь есть и бытовые, и индустриальные вещи, а время охватывает
период с XVIII до начала XX века, — утверждают археологи.
Фрагмент
бревенчатого Соликамского тракта является уникальной находкой, считают
археологи. Им хотелось бы сохранить его или хотя бы перенести в другое
место — разобрать, чтобы потом специалисты могли бы воссоздать его в
музейных условиях.
— Мы, конечно, возьмем спилы — образцы, но
дорогу сегодня-завтра придется сорвать, чтобы не задерживать сроки
подготовки к стройке, — сожалеют археологи.
Они обратились к
руководству пермских музеев и губернатору. 22 марта на раскопки приехали
экс-мэр Перми, зампред регионального правительства Дмитрий Самойлов,
министр культуры Прикамья Алла Платонова, министр по управлению
имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Ольга
Андрианова, директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.
—
Решили пока на этом месте остановить работы, — сообщила 59.RU археолог
Мария Мингалёва. — В четверг будут решать, что делать с дорогой и как ее
музеефицировать. Но на этом месте дорогу однозначно не оставят.
Археологические
работы на территории будущей галереи продолжаются — участок за
участком. Предположительно, они должны завершиться до конца марта. Как
объяснили 59.RU в Минстрое Прикамья, сроки гибкие. Котлованы, которые
раскрыли во время археологических раскопок, расширят и будут
использовать под строительство нового здания. Одновременно на соседних
участках специалисты делают замеры под другие части котлована стройки.
Ранее мы подробно рассказывали о находках, которые обнаружили археологи на месте стройки будущей галереи.