Создание единого градостроительного
организма Перми было сложным и делится на несколько этапов, связанных с
развитием промышленности и торговли, административными факторами. Мы
расскажем об этих этапах планировки и застройки города и наиболее
характерных чертах русского и советского градостроительства. Первый
этап отсчитывается с 1723 года, когда в долине речки Егошихи был
заложен медеплавильный завод. Поселок в это время имеет геометрически
правильную уличную сеть и насчитывает 7 улиц и 4 переулка. В центре
поселения деревянная клетская церковь, а близко к территории завода
выстроена деревянная крепость с 4 бастионами. Поселение развивалось под
воздействием двух экономических факторов-промышленности и торговли.
В
1735 году прокладывается дорога на Соликамск, чуть позже знаменитый
Сибирский тракт. В 30-х годах XVIII века построен ряд заводов:
Мотовилихинский, Юго-Осокинский, Висимский и др. Егошихинский же поселок
оказался в центре этой группы предприятий. В связи с этим в него
переводится правление горного округа, открываются арифметическая и
словесная школы, госпиталь. Административное и культурное значение
города возрастает. Хотя планировка Егошихинского завода была типичной
для Урала, строителям удалось добиться композиционного и стилевого
единства города-завода. Узкая долина р. Егошихи не позволяла разместить
вблизи завода новые кварталы жилой застройки, в связи с чем новый жилой
район складывается на приречной возвышенности Камы и вдоль Егошихи.
Здесь образуется административный центр, в 1757-1764 годах возводится
первое каменное здание- Петропавловская церковь, контора завода, дом
управляющего, гауптвахта. На месте, где сейчас вокзал Пермь-1 строится
торговый двор. После опустошительного пожара в 1759 году Егошихинский
поселок не только быстро восстанавливается, но и растет вниз по течению
Камы в направлении удобного для застройки рельефа. Застраивается не
только начало нынешней улицы Монастырской, но даже часть приречной горы
Слудки.
 План города Перми, составленный губернским землемером Андреем Грубером. 1782-1784 гг.
Вторым этапом в развитии города можно считать период времени с 1782 года
по 1861 гг. Поселок Егошихинского завода был выбран Екатериной Второй
губернской центром Пермского наместничества. В 1784 году Комиссией
каменного строения Санкт-Петербурга был утвержден первый
генеральный план города Перми, с учетом существующего горного
города-завода Пермь и сетка кварталов накладывается на застройку в
прибрежной части и исправляет ее. Жилые постройки на берегу Камы
сносятся. С 1796 года Пермь уже является центром губернии и
занимает значительную территорию в наиболее удобном месте камского
побережья. Город развивается в направлении горы Слудки и приобретает
характер линейного поселения, где окраины находятся в пределах
пешеходной доступности относительно завода и торгового центра. Кама
становится основной осью, вдоль которой и строится город. Появляется
застройка и в южном направлении по улице Сибирской, и за пределами
городской черты. Улица Сибирская имела удобный спуск к пристаням, с
другой стороны переходила в знаменитый Сибирский тракт. В связи с этими
факторами на улицу Сибирскую начинают перемещаться губернские учреждения
и жилые дома должностных лиц, что делает эту улицу главной в городе.
Отличием Перми от других городов являлось отсутствие центральной площади
и системы магистральных улиц, связанных с ней. Архитектор И.И. Свиязев
попытался создать центр города на площади у Кафедрального собора, но
встретил противодействие властей города.
В эти годы в Перми
работала группа таких архитекторов-классицистов как: И.И. Свиязев, П.И.
Таманский, П.Т. Васильев, Г.П. Летучий, Л.Н. Мейснер, а для
строительства зданий использовались альбомы в создании которых принимали
участие крупные русские архитекторы Н.А. Львов, В.П. Стасов, В.Н.
Гесте. Таким образом у Перми в период с 1784 по 1861 гг.
сложилось ярко выраженное «речное лицо» и несколько центральных улиц,
застроенными общественными зданиями. Среди которых особо выделяются
здания Кафедрального собора и Благородного собрания.
Следующим
этапом развития Перми явился период с 1861 г. по 1917 г. В это время
регулярная планировка города нарушается. Заводы и фабрики, склады и
причалы возводятся на речном берегу, занимая наиболее выгодные места по
отношению к Каме, что совершенно изолирует город от реки.
Промышленные предприятия сливаются с жилой застройкой, а ленточная
структура города хоть и сохраняется, но теряет свою четкость, особенно в
районе Сибирского и Казанского тракта, где происходит застройка
удаленных от реки мест. Вокруг предприятий возникают рабочие
слободки, причем застройка ведется стихийно, мелкими кварталами, без
соблюдения требований к благоустройству и санитарным нормам. Идет
процесс ликвидации городских площадей, в частности заводской площади в
Разгуляе и Слудской площади. Городская застройка уплотняется, особенно
улица Сибирская. Значительное влияние на архитектуру города и его
планировку оказывает прокладка железной дороги, устройство тоннеля,
строительство вокзала Пермь 1 и железнодорожных мастерских, отрезающих
жилые кварталы от Камы, вдоль которой возникает ряд поселений и
предприятий: Левшино, Балмошная, Закамская слобода. Строится нефтесклад
напротив Гайвы, дачные места в Нижней и Верхней Курье, застраивается
Заимка. В Перми постепенно появляется новый тип жилья –
многоквартирный дом в один или два этажа, а спецификой является то, что в
городе практически не строится доходных домов, характерных для городов
центральной России. Центр города благоустраивается и
застраивается особняками, банками, конторами и магазинами. В этот период
в Перми появляются постройки в стиле позднего классицизма: дом Мешкова,
здание городской библиотеки им. А.С. Пушкина, особняк Дягилева; в стиле
модерна и эклектичной архитектуры: особняк Грибушина, женская гимназия,
татарская мечеть, католический костел, педагогический институт,
государственный университет, а также в русско-византийском стиле:
Слудская церковь, и в стиле древнерусского зодчества: Феодосиевская и
Старокладбищенская церкви и ряд других строений. В это время в Перми
работали такие архитекторы как Р.О. Карвовский, В.В. Попатенко, А.Б.
Турчевич, А.И. Ожегов, Г.А. Боссе, Ю. О.Дютель. В целом в
архитектурной структуре Перми из-за отсутствия генерального плана в этот
период к началу 20 века отражаются острые противоречия связанные с
контрастом между благоустроенным центром и рабочими окраинами, а сам
город становится типичным капиталистическим городом с развитой
фабрично-заводской промышленностью и большим торговым грузооборотом в
Прикамье.
После 1917 года в Перми, как и в других городах происходят значительные
перемены. С 1917 по 1927 гг. присоединяются пригороды, ведется
строительство новых поселков, восстанавливается промышленность.
В
1928-1929 гг. под руководством академика В.Н. Семенова разрабатываются
градостроительные принципы «Большой Перми». Предлагалось создать центр
города на Городских Горках и строительство коммунального моста через
Каму, устройство кольцевой дороги, введение в жилую застройку больших
зеленых массивов. Эти предложения В.Н. Семенова не были осуществлены в
эти годы, но в дальнейшем они использовались при составлении генеральных
планов.
С 1933 г. разработка районной планировки была поручена
Ленгипрогору. Изыскания и исследования на месте вел архитектор Ханнес
Майер, один из основателей прогрессивной школы «Баухауз». Он разработал
проекты детальной планировки города-спутника Нижне-Курьинска (Закамска) и
застройки Городских Горок.
На основе проведенных в 1938 году
исследований Ленгипрогором создается генеральный план. По плану
предполагалось слияние Перми и Мотовилихи путем образования на Городских
Горках нового центра города, развитие застройки в южном направлении, а
также у Запруда и 2 Вышки, строительство мостов через Егошиху, реконструкция центральной магистрали- улицы Ленина, устройство набережной Камы. Застройка в старой части города велась выборочно
(отдельные жилые дома, школы, больницы, перестройка и реконструкция
общественных зданий), а также большими массивами на свободных
территориях, вблизи новых промышленных предприятий.
Для
строительства широко применялись типовые проекты. В городе ведется
строительство не только промышленных предприятий и благоустроенных жилых
районов, но и общественных зданий-школ, больниц, клубов, гостиниц, учебных заведении. В 1940 году заканчивается строительство одного из лучших зданий города –речного вокзала (архитектор А.З. Гринберг)
В этот период для строительства зданий стали применять монолитный железобетон, металл, кирпич, мелкие блоки. В целом в 30-е годы Пермь вытягивается вдоль Камы на 50 км, а население города вырастает к 1939 году до 300 тысяч человек.
В годы Великой Отечественной войны в Перми (с 1940 года по 1957 год
город носил название Молотов) начинается новый этап развития. В связи с
эвакуацией промышленных предприятий на восток и в первую очередь на Урал
в городе ведется большое промышленное строительство.
Несмотря на это, хоть и в ограниченном количестве, но продолжается
строительство общественных и жилых зданий (Дом офицеров, реконструкция
здания облисполкома и обкома, жилые дома по улицам Ленина и Попова, в
Свердловском и Кировском районах). За годы войны территория Перми
значительно расширяется и, хотя город начинает утрачивать свою
линейность, он продолжает расти вдоль Камы. Теперь в его состав входят
Заозерье, Левшино, Гайва, Нижняя Курья, Закамск, а также разросшаяся
южная часть. После 1945 года для Перми начинается послевоенный
этап и развитие города совпадает с проведением новой корректировки
генерального плана Перми Ленгипрогором в 1949 году (утвержден Советом
Министерств РСФСР в 1952 году). Именно с этого времени набирает темпы
жилищное строительство. В 1946 году начинается реконструкция
Комсомольского проспекта-основной магистрали, дающей выход к центру
города из Свердловского района. Первые проектные соображения по
реконструкции проспекта были высказаны архитектором В.Г. Черновым еще в
1943 году. В дальнейшем над этим работала многочисленная группа
инженеров и архитекторов: И.А. Плотникова, Д.Я. Рудник, Н.Н. Кукин, Г.К.
Яковлева, Д.А. Калинин, О.Г. Кедреновский, А.П. Загородников, Н.В.
Пилатников, С.Н. Михайлов. Созданные ими здания-главный корпус
политехнического института, «Пермэнерго», жилой «Дом ученых», панорамный
кинотеатр «Кристалл», строительный техникум-стали памятниками
архитектуры.
Особенно бурно город начал расти после
опубликования в 1957 году постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР
«О развитии жилищного строительства в СССР». В 1959 г. была проведена
коренная реконструкция театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. В
соответствии с проектом детальной планировки долина реки Пермянки была
превращена в парк-эспланаду, а на оси эспланады разместились два больших
здания-Дом Советов и драматический театр.
В 1979 году Пермь
вошла в число городов СССР с численностью населения в 1 млн. человек и
является в настоящее время самым западным городом-миллионером в
европейской части страны.
Источник:
https://vk.com/wall-156568278_9995 https://vk.com/wall-156568278_9999 https://vk.com/wall-156568278_10087 https://vk.com/wall-156568278_10419 https://vk.com/wall-156568278_10465
|