Выгодное расположение Перми способствовало
развитию торговли. Товары шли в основном по Каме, а также по Сибирскому,
Казанскому и Соликамскому трактам. С пристаней Перми товары отправляли в
центральные районы страны по Каме и Волге. Так, за навигацию 1789 года
мимо Перми прошло 438 судов, перевезших более 5 тысяч
пудов. Тогда это была в основном продукция горнозаводской
промышленности: железо, чугун, артиллерийские снаряды, хлеб, коровье
масло, топленное сало, соленая рыба. Большие перспективы для перевозки
товаров открылись в 1846 году, с учреждения Пермского пароходного
товарищества. С этого времени число пароходов увеличивалось каждый год, и
увеличивался грузопоток в Сибирь. Так в 1859 году на пермской
пристани было погружено более 1634 тысяч пудов на сумму свыше 8
миллионов рублей, а выгружено более 590 тысяч пудов на сумму более 4
миллионов рублей. Пермь становится крупнейшим транспортным центром
России, а по объему товарооборота становится в один ряд с такими
крупными портовыми городами, как Нижний Новгород, Рыбинск, Ярославль и
Казань. Особую роль играла сезонная торговля, когда по Каме в Пермь
прибывали караваны с железом, солью и чаем. Наряду с транзитной
торговлей в Перми развивается и внутригородская торговля на ярмарках,
торжках, в лавках, балаганах и просто на площадях. В 1802 году
между улицами Торговой (Советской) и Петропавловской на средства местных
купцов был построен Гостиный двор. Количество торговых точек неуклонно
росло. Если в конце XVIII века в Перми было 64 лавки, то в 1869 году в
городе уже имелось 259 торговых заведений, в том числе 70 магазинов,
причем лавочная торговля являлась любимым занятием не только купцов, но и
мещан. Впрочем, вся крупная торговля находилась в руках купечества. В
1790 году в Перми значилось 89 купцов, в том числе 14- первой и второй
гильдий. В 1835 году было уже 102 купца, из них 43-первой и второй
гильдий, а к 50-м годам XIX века Пермь по количеству купцов заняла
седьмое место на Урале после Екатеринбурга, Шадринска, Оренбурга,
Тюмени, Троицка и Кунгура, а по количеству купцов первой и второй
гильдий-третье место после Екатеринбурга и Тюмени. Деятельность пермских
купцов очень была разнообразной. Они занимались подрядами на доставку
казенных и частных товаров (железа, чугуна, артиллерийских снарядов,
соли, хлеба) в центральные города России, а также на Макарьевскую и
Ирбитскую ярмарки, вели оптовую и розничную торговлю. На Макарьевской
ярмарке закупали ткани, сахар, чай, кофе, пряности, напитки, медную и
оловянную посуду и прочие товары для продажи в Перми, а китайские товары
привозили с Ирбитской ярмарки. Открытие Горнозаводской железной
дороги в 1878 году, соединившей Пермь и Екатеринбург и ставшей
транспортной артерией между Восточной и европейской частями России, а
также река Кама, способствовали тому, что Пермь становится одним из
главных пунктов сибирского транзита, а также крупным торговым пунктом по
продаже железа и леса. В 1899 году была введена в действие Котласская
железная дорога давшая выход уральским и сибирским грузам к Белому морю и
позволившая широко вести торговлю хлебом. Как справедливо отметил А.А.
Дмитриев: «Значительный прилив денег в руки местных промышленников
города способствовал быстрому улучшению Перми с внешней стороны. На
грязных дотоле улицах постепенно появляются мостовые, каменные дома
строятся целыми десятками». Выросло не только население Перми, но и
произошли изменения в его социальном составе: появились
специалисты-железнодорожники, строители, ремонтники, машинисты.
В
результате из тихого и спокойного губернского провинциального городка
Пермь превратилась в оживленный промышленный и торговый центр Урала и
России и по образному выражению современников стала «большими и широкими
воротами в Сибирь».
Источник: https://vk.com/wall-156568278_10837
Литература: - Пермь торговая : Рынок - это целый мир / авторский коллектив : Н. П. Баяндина, Г. А. Бординских [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Пермь : Пушка, 2002. - 176 с. : ил.
- (Библиотека пермского краеведа).
|