30 марта 1846 г. было основано Пермское
пароходное общество. Его создание положило начало истории пермского
пароходства. Общество прекратило существование уже в 1853 г. Во второй
половине столетия на Каме возникает множество пароходств, самыми
успешными из которых были компании братьев Каменских и Любимовых.
Еще будучи крепостными,
основатели первого пассажирского пароходства на Каме братья Федор и
Григорий Каменские стали заниматься гужевыми перевозками соли. Платя
процент от сделок помещику, они смогли скопить капитал и выкупиться на
свободу, а чуть позже выкупили и свои семьи. Откупившись
от крепостной неволи в начале 1850-х годов, братья продолжили извозный
промысел. Принимали подряды по срочной доставке товаров гужом в города и
ярмарки и по Сибири.
Организовали систему конных перевозок от
Москвы до Китая в 1859 году приобрели свой первый пароход - им стал
буксир "Работник". В 1862 году у братьев было уже два парохода. В 1865
году в Перми было учреждено пароходство "Ф. и Г. Бр. Каменские". Позже,
преобразованное в "Контору пассажирского и буксирного пароходства и
транспортирования кладей Торгового дома Ф. и Г. Бр. Каменские".
17 апреля 1887 г. из Перми в Нижний Новгород отправился ПЕРВЫЙ пассажирский пароход братьев Каменских «Федор».
Были и несчастные случаи. Из газеты того времени:
«12 октября в 7 часов 20 минут вечера в 7 верстах выше г.
Осы, против д. Ромашковой, близ лесопилки Голицына, произошло
столкновение между пароходами: братьев Каменских пассажирским пароходом
«Сын», шедшим снизу и небольшим буксирным винтовым пароходом г.
Григорьева «Ворон», шедшим сверху…сообщены следующие подробности этой
ужасной катастрофы. Не доходя до д. Ромашковой с парохода «Сын» был
замечен на расстоянии почти версты встречный буксирный пароход…После
обычного сигнала с парохода «Сын» было указано направление движения
парохода. С парохода «Ворон» был также дан одновременно свисток, но
сигнала о направлении избранного пути этим пароходом не последовало.
Говорят, командира на вахте не было…Оба парохода продолжали пути полным
ходом на встречу друг другу, не изменяя направления курса. Только тогда,
когда расстояние между пароходами уменьшилось настолько, что катастрофа
становилась очевидной, командиром парохода «Сын» было скомандовано
«Стоп» и «Задний ход». Командир же парохода «Ворон», видя, что если он
повернет вправо, то пароход ударится в яр…и рассчитывая на крутой
поворот, каким отличаются все винтовые пароходы, и на быстрый ход,
свернул влево,..но было уже поздно. Лишь носовая и средняя части
парохода успели пройти благополучно; корма же с полного хода ударилась в
нос парохода «Сын». Пролом получился настолько значительный, что
пароход «Ворон» моментально пошел кормою ко дну. Команда парохода с
криками о помощи бросилась с ному в воду. Выбежавшая из каюты жена
машиниста…бросилась было обратно в каюту, чтобы спасти оставшихся там
детей… Бедной женщине не удалось спастись…Кроме жены машиниста и его
детей, погибли из команды 4 человека. Остальные 9 человек, в том числе
командир парохода, спасены. Вся эта катастрофа произошла на глазах
пассажиров парохода «Сын»… Кто виноват, конечно, покажет следствие».

В
начале XX в. наибольшее число пароходов сосредотачивается в компании
Н.В. Мешкова.
В Советское время на Каме действовало Камское речное
пароходство.
Источник: https://vk.com/wall-10148531_15023 https://vk.com/wall-10148531_15533 https://vk.com/wall-76747321_8698 https://vk.com/wall-156568278_9272
Интернет публикации: - Пермь и речное пароходство. От Егошихинской пристани до наших дней https://gorod342.ru/stati/o-permi/perm-i-rechnoe-parohodstvo-ot-egoshihinskoi-pristani-do-nashih-dnei.html
Литература: - Лапшин, Р. В. Камские пароходные магнаты (1846-1918 гг.) : исторический справочник / Р. В. Лапшин, Н. В. Митюков, А. Корабейников. - 2020. - 245 с. : ил. - (Иднакар : методы историко-культурной реконструкции : научный журнал ; № 1/ 2020).
|