16+ СОЛИКАМСКИЙ МО


Меню сайта
Проект
https://xn--80aabauqbbascbfesyd7cgj.xn--p1ai/unsafe/fit-in/1024x1024/smart/https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » 300 лет ПЕРМИ

Речной вокзал
09.11.2023, 16:06
Экспозиция исторического парка «Россия – Моя история» разместится сразу в двух памятниках архитектуры Перми.

Первый из них — Речной вокзал. Здание было построено в 1940 году и стало последним проектом знаменитого архитектора А. З. Гринберга, известного своими конструктивистскими зданиями в Новосибирске, Москве, Ростове-на-Дону и Дагестане. Речной вокзал - единственный проект автора в стиле сталинского ампира - был реализован уже после смерти архитектора.


Начнем с предыстории строительства Речного вокзала, необходимо отметить такой факт, как расположение в районе будущего вокзала общественной уборной.

До начала 1930-х гг. место, на котором ныне расположено здание «Речного вокзала» было занято пристанскими участками № 2 и 3, между которыми, по сообщению Пермского Агентства находилась: «в районе береговой полосы против станции Пермской железной дороги «Пермь I» … уборная, служащая для посторонней публики».

В 1926 г. комиссия Пермского Местного хозяйства обследовала санитарное состояние береговой полосы от впадения в р. Каму Егошихи и до р. Медведки. Комиссия установила антисанитарное состояние всего берега, а по поводу существовавшей городской уборной записала следующее: «деревянная уборная находится действительно между 2-м и 3-м пристанскими участками, …стоит она уже не один десяток лет на этом месте, что свидетельствует о том, что занимаемое ею место соответствует своему назначению, а также и о том, что уборная в данном месте действительно необходима. Уборная в летнее время обслуживает проезжающих пассажиров, сотнями скучивающихся вблизи пристаней, и, кроме того, обслуживает как в летнее, так и зимнее время пассажиров Пермской железной дороги, а также и охрану пристаней водного транспорта, каковая в зимнее время, кроме этой уборной никакой другой не имеет; и снос означенной уборной без сооружения в этом районе пристанских участков водного Транспорта уборной, доступной также и для посторонней публики, может вызвать только лишь загрязнение пристанских участков …» .

https://sun9-46.userapi.com/impg/p3YbNrgHU_6hy74YE_CAE-SF5UcfnJSmRwFRJA/BESPsmOY9dg.jpg?size=807x523&quality=96&sign=479771d60afef755acb3bb37e87857de&c_uniq_tag=_F1qH0FfAfJzh-Z2NaNffYTGAZqWL_o6lCEno6muDSY&type=album
Пермская набережная во время наводнения
Фото из фондов Пермского Краевдческого музея

Строительство Речного затянулось на восемь лет – сказывалась нехватка опытных кадров, техники, материалов. Комиссии пересматривали сметы, сдвигали сроки сдачи. В связи со сменой архитектурных стилей пришлось неоднократно переделывать проекты, сочетая особенности конструктивизма и сталинского ампира.

Торжественное открытие Речного вокзала в Молотове состоялось 6 ноября 1940 года, накануне праздничного дня Октябрьской революции. Большой митинг прошел с участием речников, строителей, общественности. После официальной части прошел концерт театра оперы и балета, в зале ресторана играл джаз. За порядком на площади следила конная милиция.

Оставалось благоустроить окружающую территорию набережной. По решению Молотовского горисполкома необходимо было убрать хозяйственный двор, углубить дно Камы, сделать лестницы к вокзалу, заасфальтировать площадь, сделать газоны. В самом здании вокзала нужно было сделать подъемник из кухни в ресторан.

Речной вокзал стал одним из самых современных, комфортабельных, красивых и функциональных вокзалов страны. По своим размерам, архитектурным особенностям и комфортабельности он являлся одним из лучших в стране, уступал только Московскому Химкинскому. Начальником нового Речного вокзала был назначен Андрей Яковлевич Желнин.

Здание было ограждено с трех сторон, у ворот стояли швейцары. В их задачу входил контроль за пропуском на территорию вокзала по «перронным» билетам. «Перронный сбор» обязывал покупать билет встречающих и провожающих, и давал право прохода на перрон. Билет стоил 1 рубль (отменили этот сбор в 1961 году). Кроме контроля прохода, швейцары играли важную роль в культуре обслуживания пассажиров, проявляя внимание и давая необходимые справки о работе вокзала.
На первом этаже вокзала располагались вестибюль и зал ожидания, комнаты матери и ребенка. На втором – зал длительного отдыха, читальный зал, ресторан и подсобные помещения кухни. В цокольном этаже находилась камера хранения.

Вокзал располагался на нижней террасе левого берега Камы рядом с железнодорожным вокзалом Пермь I. Создание речного вокзала решало проблему транзита пассажиров с одного вида транспорта на другой.

В 1940 году с причалов вокзала было отправлено 223 тыс. человек.

Вокзал стал визитной карточкой города и его символом на многие десятилетия. Необходимость строительства современного вокзала была обусловлена значением города как центра транзитного речного судоходства. Водные пути связывают Пермь со многими городами России, и к началу 1930-х годов город уже не мог обходиться мелкими деревянными пристанями. Количество людей, пользовавшихся услугами речного транспорта, постоянно росло, вызывая необходимость поднять на новый уровень обслуживание пассажиров.

В газете «Звезда» 7 марта 1932 г. была размещена информация о выставке проектов Речного вокзала: «Через Пермский речной порт ежегодно… проходит сотни тысяч пассажиров. Едут с низовьев в Пермь десятки тысяч строительных рабочих, едут вверх на быстро индустриализующийся Северный Урал, десятки и сотни тысяч перегружаются с железной дороги на воду и наоборот.
Для планомерного пропуска этого людского потока и его лучшего обслуживания назрела необходимость сооружения взамен допотопных дедовских дебаркадеров стационарного Речного вокзала…». На выставке было представлено 8 проектов. Работу над созданием вокзала было решено поручить видному советскому архитектору Александру Гринбергу. 

Речной вокзал в Перми стал одним из ключевых узлов пассажирского судоходства в СССР. 

Вокзал расположен на нижней террасе берега Камы вблизи железнодорожной станции Пермь I. Главным фасадом обращено к реке. Монументальные формы его четко выделяются на фоне городского пейзажа - вокзал удачно вписывается в панораму берега и зрительно «стягивает» к себе все прибрежные постройки. Местонахождение здания речного вокзала придает ему значение центра приречного ансамбля города и одной из главных архитектурных доминант Перми.

Используя опыт советских, русских зодчих, автор создал архитектурное произведение, отличающееся четкостью замысла. Объем здания был разбит на три части: в центральную входили вестибюль и ресторан, левая была занята залом ожидания и гостиницей, а в правом крыле были размещены службы Камского речного пароходства.

Фасад средней части здания выделен трехпролетной аркадой и широкой парадной лестницей. Гостиница и зал ожидания имеют большие окна и глубокую лоджию-балкон, что придает зданию сходство с пароходом. С большим вкусом были оформлены интерьеры просторных и светлых залов ожидания, ресторана, кассового вестибюля. Удачны по рисунку кессонированные потолки, облицованные мрамором колонны и мозаичные полы. Здание кирпичное, несущие внутренние опоры и кессонные перекрытия сделаны из железобетона.

Речной вокзал считался одним из лучших общественных зданий города.

Единовременно вокзал мог обслужить до 500 человек». После завершения навигации здание становилось общественно-политическим, культурным, торгово-выставочным центром.

В годы Великой Отечественной войны Речной вокзал стал первым эвакопунктом города, через него прошло огромное количество эвакуированных мирных жителей, раненных солдат, различных грузов. В здании дополнительно разместились военная комендатура и санпропускник.

В 1960-е годы появились новые билетные павильоны, благоустроили прилегающую территорию. В 1975 г. Пермский речной вокзал был объявлен памятником архитектуры регионального значения.

В 1990-е годы уровень судовых пассажирских перевозок упал, и Речной вокзал утратил свою основную функцию. Некоторое время здание использовалось под торговлю. Долгие годы Речной вокзал был закрыт и постепенно приходил в аварийное состояние.

В связи с проведением выставки «Русское бедное» на привлеченные членом Совета Федерации от Пермского края С. Э. Гордеевым средства здание было отремонтировано с сохранением элементов прежнего интерьера.

В 2016 году в здании Речного вокзала началась масштабная реконструкция. Чтобы вернуть аварийному памятнику архитектуры былое величие, пришлось полностью демонтировать и заново возвести одно крыло и часть внутренних стен. Уже сейчас возрожденным Речным вокзалом приятно любоваться со стороны. А совсем скоро пермяки смогут оценить и внутреннее убранство, посетив Исторический парк «Россия – Моя история».


P.S.
Гринберг Алексей Зиновьевич (1881-1938) -архитектор
В 1911 г. окончил Академию художеств.
Стал известен благодаря своим работам 1920-х годов. В 1923 г. совместно с М. Гинзбургом участвовал в конкурсе на проектирование Дворца Труда в Москве. В 1925 году получил первую премию в конкурсе на здание Центрального телеграфа в Москве. Участвовал во многих других конкурсах.
Получил первую премию (совместно с Б. Великовским) на конкурсе на здание губисполкома в Брянске (был построен в 1926-28 гг.). В 1927 г. выиграл закрытый конкурс на проектирование окружной больницы в Новосибирске, проект был осуществлен (ныне здание 1-й горбольницы, совместно с арх. П. Гофманом, А. Климухиным).
Входил в возглавляемую Щусевым группу, работавшую над проектом здания Наркомзема. Был членом Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), после 1928 г. - Ассоциации революционных урбанистов (АРУ), с 1930 г. - Московского отделения Всесоюзного архитектурного научного общества (МОВАНО).
Построил Дом Советов в Горьком (нач. 1930-х гг.), окружную больницу в Ростове-на-Дону, республиканскую больницу в Дагестане.
С 1930 по 1933 г. работал над составлением проекта Дома науки и культуры для Новосибирска (синтетический театр панорамно-планетарного типа).
После лета 1933 г. участия в проектировании не принимал. О деятельности Гринберга после 1933 г. известно мало. В 1936 г. строит университет в Йошкар-Оле. В 1937 г. в журнале "Архитектура СССР" его имя упоминается в статье "О достоинстве советского архитектора": "…Разве не были преданы гласности весьма неприглядные факты из коммерческой "деятельности" архитектора А. Гринберга?"
В 1940 г. по его проекту было построено здание речного вокзала в Перми в стилистике "сталинского ампира".

Источник:
http://bednoe.ru/rechnoyvokzal.html
https://rechnoy.tilda.ws/
https://vk.com/wall-156568278_5397
https://vk.com/wall-156568278_5321
https://vk.com/wall-156568278_5303
https://vk.com/wall-156568278_3478
https://vk.com/wall-200172454_252
https://vk.com/wall-156568278_11881

Читать ещё:
- Владимир Гладышев. «Архитектор Гринберг и его вокзал мечты»
https://vk.com/@myhistoryperm-vladimir-gladyshev-arhitektor-grinberg-i-ego-vokzal-mechty
- К 80-летию Речного вокзала. Решение о строительстве Речного вокзала
https://vk.com/@myhistoryperm-k-80-letiu-rechnogo-vokzala-reshenie-o-stroitelstve-rechnogo?ref=group_block
- К 80-летию Речного вокзала. История Камского пароходства в первые годы советской власти
https://vk.com/@myhistoryperm-k-80-letiu-rechnogo-vokzala-istoriya-kamskogo-parohodstva-v?ref=group_block
Категория: 300 лет ПЕРМИ | Добавил: elena
Просмотров: 145 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]