Экспозиция исторического парка «Россия – Моя история» разместится сразу в двух памятниках архитектуры Перми.
Первый
из них — Речной вокзал. Здание было построено в 1940 году и стало
последним проектом знаменитого архитектора А. З. Гринберга, известного своими конструктивистскими
зданиями в Новосибирске, Москве, Ростове-на-Дону и Дагестане.
Речной вокзал - единственный проект автора в стиле сталинского ампира -
был реализован уже после смерти архитектора.

Начнем с предыстории строительства Речного вокзала, необходимо отметить такой факт, как расположение в районе будущего вокзала общественной
уборной.
До начала 1930-х гг. место, на котором ныне расположено
здание «Речного вокзала» было занято пристанскими участками № 2 и 3,
между которыми, по сообщению Пермского Агентства
находилась: «в районе береговой полосы против станции Пермской железной
дороги «Пермь I» … уборная, служащая для посторонней публики». В
1926 г. комиссия Пермского Местного хозяйства обследовала санитарное
состояние береговой полосы от впадения в р. Каму Егошихи и до р.
Медведки. Комиссия установила антисанитарное состояние всего берега, а
по поводу существовавшей городской уборной записала следующее:
«деревянная уборная находится действительно между 2-м и 3-м пристанскими
участками, …стоит она уже не один десяток лет на этом месте, что
свидетельствует о том, что занимаемое ею место соответствует своему
назначению, а также и о том, что уборная в данном месте действительно
необходима. Уборная в летнее время обслуживает проезжающих пассажиров,
сотнями скучивающихся вблизи пристаней, и, кроме того, обслуживает как в
летнее, так и зимнее время пассажиров Пермской железной дороги, а также
и охрану пристаней водного транспорта, каковая в зимнее время, кроме
этой уборной никакой другой не имеет; и снос означенной уборной без
сооружения в этом районе пристанских участков водного Транспорта
уборной, доступной также и для посторонней публики, может вызвать только
лишь загрязнение пристанских участков …» .
 Пермская набережная во время наводнения Фото из фондов Пермского Краевдческого музея
Строительство
Речного затянулось на восемь лет – сказывалась нехватка опытных кадров,
техники, материалов. Комиссии пересматривали сметы, сдвигали сроки
сдачи. В связи со сменой архитектурных стилей пришлось неоднократно
переделывать проекты, сочетая особенности конструктивизма и сталинского
ампира.
Торжественное открытие Речного вокзала в Молотове состоялось 6
ноября 1940 года, накануне праздничного дня Октябрьской революции. Большой митинг прошел с
участием речников, строителей, общественности. После официальной части прошел концерт театра оперы и балета, в
зале ресторана играл джаз. За порядком на площади следила конная
милиция.
Оставалось
благоустроить окружающую территорию набережной. По решению Молотовского
горисполкома необходимо было убрать хозяйственный двор, углубить дно
Камы, сделать лестницы к вокзалу, заасфальтировать площадь, сделать
газоны. В самом здании вокзала нужно было сделать подъемник из кухни в
ресторан.
Речной вокзал стал одним из самых современных, комфортабельных, красивых
и функциональных вокзалов страны. По своим размерам, архитектурным особенностям и
комфортабельности он являлся одним из лучших в стране, уступал только
Московскому Химкинскому. Начальником нового Речного вокзала был назначен Андрей Яковлевич Желнин.
Здание было ограждено с трех сторон, у
ворот стояли швейцары. В их задачу входил контроль за пропуском на
территорию вокзала по «перронным» билетам. «Перронный сбор» обязывал
покупать билет встречающих и провожающих, и давал право прохода на
перрон. Билет стоил 1 рубль (отменили этот сбор в 1961 году). Кроме
контроля прохода, швейцары играли важную роль в культуре обслуживания
пассажиров, проявляя внимание и давая необходимые справки о работе
вокзала.
На первом этаже вокзала располагались вестибюль и зал
ожидания, комнаты матери и ребенка. На втором – зал длительного отдыха,
читальный зал, ресторан и подсобные помещения кухни. В цокольном этаже
находилась камера хранения.
Вокзал располагался на нижней
террасе левого берега Камы рядом с железнодорожным вокзалом Пермь I.
Создание речного вокзала решало проблему транзита пассажиров с одного
вида транспорта на другой.
В 1940 году с причалов вокзала было отправлено 223 тыс. человек.
Вокзал стал визитной
карточкой города и его символом на многие десятилетия. Необходимость
строительства современного вокзала была обусловлена значением города как
центра транзитного речного судоходства. Водные пути связывают Пермь со
многими городами России, и к началу 1930-х годов город уже не мог
обходиться мелкими деревянными пристанями. Количество людей,
пользовавшихся услугами речного транспорта, постоянно росло, вызывая
необходимость поднять на новый уровень обслуживание пассажиров.
В
газете «Звезда» 7 марта 1932 г. была размещена информация о выставке
проектов Речного вокзала: «Через Пермский речной порт ежегодно… проходит
сотни тысяч пассажиров. Едут с низовьев в Пермь десятки тысяч
строительных рабочих, едут вверх на быстро индустриализующийся Северный
Урал, десятки и сотни тысяч перегружаются с железной дороги на воду и
наоборот. Для планомерного пропуска этого людского потока и его
лучшего обслуживания назрела необходимость сооружения взамен допотопных
дедовских дебаркадеров стационарного Речного вокзала…». На выставке было
представлено 8 проектов. Работу над созданием вокзала было решено
поручить видному советскому архитектору Александру Гринбергу.
Речной вокзал
в Перми стал одним из ключевых узлов пассажирского судоходства в СССР.
Вокзал расположен на нижней террасе берега Камы вблизи
железнодорожной станции Пермь I. Главным фасадом обращено к реке.
Монументальные формы его четко выделяются на фоне городского пейзажа -
вокзал удачно вписывается в панораму берега и зрительно «стягивает» к
себе все прибрежные постройки. Местонахождение здания речного вокзала
придает ему значение центра приречного ансамбля города и одной из
главных архитектурных доминант Перми.
Используя опыт советских, русских зодчих, автор создал архитектурное
произведение, отличающееся четкостью замысла. Объем здания был разбит на
три части: в центральную входили вестибюль и ресторан, левая была
занята залом ожидания и гостиницей, а в правом крыле были размещены
службы Камского речного пароходства.
Фасад средней части здания выделен трехпролетной аркадой и широкой
парадной лестницей. Гостиница и зал ожидания имеют большие окна и
глубокую лоджию-балкон, что придает зданию сходство с пароходом. С
большим вкусом были оформлены интерьеры просторных и светлых залов
ожидания, ресторана, кассового вестибюля. Удачны по рисунку
кессонированные потолки, облицованные мрамором колонны и мозаичные полы.
Здание кирпичное, несущие внутренние опоры и кессонные перекрытия
сделаны из железобетона.
Речной вокзал считался одним из лучших общественных зданий города.
Единовременно вокзал мог обслужить до 500 человек».
После завершения навигации здание становилось общественно-политическим,
культурным, торгово-выставочным центром. В годы Великой
Отечественной войны Речной вокзал стал первым эвакопунктом города, через
него прошло огромное количество эвакуированных мирных жителей, раненных
солдат, различных грузов. В здании дополнительно разместились военная
комендатура и санпропускник. В 1960-е годы появились новые
билетные павильоны, благоустроили прилегающую территорию. В 1975 г.
Пермский речной вокзал был объявлен памятником архитектуры регионального
значения.
В 1990-е годы уровень судовых пассажирских перевозок упал, и Речной
вокзал утратил свою основную функцию. Некоторое время здание
использовалось под торговлю.
Долгие годы Речной вокзал был закрыт и постепенно приходил в
аварийное состояние.
В связи с проведением выставки «Русское бедное» на привлеченные членом
Совета Федерации от Пермского края С. Э. Гордеевым средства здание было
отремонтировано с сохранением элементов прежнего интерьера.
В
2016 году в здании Речного вокзала началась масштабная реконструкция.
Чтобы вернуть аварийному памятнику архитектуры былое величие, пришлось
полностью демонтировать и заново возвести одно крыло и часть внутренних
стен. Уже сейчас возрожденным Речным вокзалом приятно любоваться со
стороны. А совсем скоро пермяки смогут оценить и внутреннее убранство,
посетив Исторический парк «Россия – Моя история».
P.S.
В 1911 г. окончил Академию художеств.
Стал известен благодаря своим работам 1920-х годов. В 1923 г. совместно с
М. Гинзбургом участвовал в конкурсе на проектирование Дворца Труда в
Москве. В 1925 году получил первую премию в конкурсе на здание
Центрального телеграфа в Москве. Участвовал во многих других конкурсах.
Получил первую премию (совместно с Б. Великовским) на конкурсе на здание
губисполкома в Брянске (был построен в 1926-28 гг.). В 1927 г. выиграл
закрытый конкурс на проектирование окружной больницы в Новосибирске,
проект был осуществлен (ныне здание 1-й горбольницы, совместно с арх.
П. Гофманом, А. Климухиным). Входил в возглавляемую Щусевым группу, работавшую над проектом здания Наркомзема.
Был членом Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), после 1928 г. - Ассоциации
революционных урбанистов (АРУ), с 1930 г. - Московского отделения Всесоюзного архитектурного научного общества (МОВАНО).
Построил Дом Советов в Горьком (нач. 1930-х гг.), окружную больницу в Ростове-на-Дону, республиканскую больницу в Дагестане.
С 1930 по 1933 г. работал над составлением проекта Дома науки и культуры
для Новосибирска (синтетический театр панорамно-планетарного типа).
После лета 1933 г. участия в проектировании не принимал.
О деятельности Гринберга после 1933 г. известно мало. В 1936 г. строит
университет в Йошкар-Оле. В 1937 г. в журнале "Архитектура СССР" его имя
упоминается в статье "О достоинстве советского архитектора": "…Разве не
были преданы гласности весьма неприглядные факты из коммерческой
"деятельности" архитектора А. Гринберга?"
В 1940 г. по его проекту было построено здание речного вокзала в Перми в стилистике "сталинского ампира".
Источник: http://bednoe.ru/rechnoyvokzal.html https://rechnoy.tilda.ws/ https://vk.com/wall-156568278_5397 https://vk.com/wall-156568278_5321
https://vk.com/wall-156568278_5303
https://vk.com/wall-156568278_3478
https://vk.com/wall-200172454_252 https://vk.com/wall-156568278_11881
Читать ещё: - Владимир Гладышев. «Архитектор Гринберг и его вокзал мечты» https://vk.com/@myhistoryperm-vladimir-gladyshev-arhitektor-grinberg-i-ego-vokzal-mechty - К 80-летию Речного вокзала. Решение о строительстве Речного вокзала https://vk.com/@myhistoryperm-k-80-letiu-rechnogo-vokzala-reshenie-o-stroitelstve-rechnogo?ref=group_block - К 80-летию Речного вокзала. История Камского пароходства в первые годы советской власти https://vk.com/@myhistoryperm-k-80-letiu-rechnogo-vokzala-istoriya-kamskogo-parohodstva-v?ref=group_block
|