3 ноября (21 октября) 1901 года состоялось торжественное открытие
торговой школы в г. Перми. Она находилась на пересечении двух улиц — Покровская (Ленина), 31/ Оханская (Газеты Звезда), 15. Здание школы сохранилось до наших дней и относится к историческим памятникам регионального значения.
В конце девятнадцатого века Великосельцев Николай Иванович при поддержке других приказчиков решил открыть в Перми торговую школу. Встал насущный вопрос выбора здания. Любимов Михаил Иванович, член правления общества приказчиков любезно предложил использовать для этих целей свой особняк на Покровской, 31. Выделил 25 тысяч рублей на содержание здания. Вдова его брата выделила такую же сумму, и ещё пожертвовала заведению библиотеку более чем из 500 книг. Торговая школа содержалась на средства казны, приказчиков, попечителей. В учебном заведении давали образование детям служащих торговых учреждений, приказчиков.
14 января 1907 года при школе были открыты торговые классы.
Торговых работников учили каллиграфии, рисованию, естествознанию, товароведению, физике. Благодаря хорошему образованию выпускники торговой школы занимали ведущие должности бухгалтеров, экономистов на крупных промышленных предприятиях.
В 1914 году пермское биржевое и купеческое общества
выступили инициаторами открытия первого в Пермской губернии
коммерческого училища. В перестроенных конюшнях любимовского
дома было открыто 8-классное мужское училище, которое дало начало промышленно-экономическому техникуму. Полученное учащимися в
коммерческом училище образование было престижным. Звание кандидата
коммерции присваивалось учащимся, окончившим училище с отличием, что
сразу придавало весомость и статус в деловом обществе.
В 1918 году здание было
муниципализировано. Летом 1918 года здесь проходили первые на Урале
военно-революционные курсы III Армии.
В 1919 году в доме бывшего коммерческого училища открыли физический
институт. В 1920 открывается опытная школа второй ступени, куда
принимали детей рабочих, крестьян. В этой школе в 1922 – 1925 годах учился Алексей Андреевич
Коротков (1910 – 1967) — советский ученый в области химии высокомолекулярных соединений. В 1921 открывается в этом же здании ещё одна школа второй ступени, в
1922 году получившая номер 17. Позднее весь комплекс зданий стал
принадлежать школе номер 17. В настоящее время в нём располагается гимназия № 17. Зайдя во двор
современной гимназии, можно увидеть ещё несколько зданий, образующих
единый комплекс.
Будни торговой школы интересно, описаны в работе Н.П. Баяндиной «К истории коммерческого образования в Перми» : «…В торговую школу принимались лица от 11 до 21 года, имеющие
начальное образование. Основную массу учащихся составляли 13–16-летние.
Здесь обучались представители разных сословий: дворян, купцов, мещан и
крестьян. Плата за обучение была высокой – до 80 руб. в год, так что не
каждый крестьянин или мещанин мог отдать своего ребенка в эту школу.
Однако часть денег за обучение вносили уездные земства, отбиравшие
наиболее способных детей. Кроме того, купцом А.П. Гавриловым было
организовано общество вспомоществования нуждающимся учащимся, благодаря
чему большинство в школе составляли дети из мещанских и крестьянских
семей. Первоначально планировалась четырехклассная школа, однако через
год был дополнительно открыт подготовительный класс, что давало учащимся
возможность лучше усвоить общеобразовательный курс… Система
подготовки предпринимательских кадров основывалась, прежде всего, на
твердых гуманитарных, технических и естественно-научных знаниях. Наряду с
обязательными Законом Божиим, арифметикой, каллиграфией в
подготовительном, первом, втором классах изучались общеобразовательные
предметы: русский язык, сведения из алгебры, геометрия, история,
география, естествознание и физика. Иностранный язык на первом году был
необязательным предметом, но вскоре стала ясна необходимость серьезного
изучения иностранных языков…Учащиеся вели торговые книги параллельно на
иностранном языке. На третий год в программу обучения включалась химия.
Далее особое внимание преподавательский состав торговой школы уделял
профильной подготовке учащихся. Начинались специальные курсы:
товароведение, коммерция, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция.
Такие предметы, как арифметика и география, преподавались исключительно с
акцентом на коммерческую сферу, много времени отводилось на специальные
курсы, практическую работу по товароведению, работу в лабораториях.
Учащимся старших классов была предоставлена возможность проходить
практику в местных торговых и промышленных заведениях, куда их с
удовольствием брали, используя их знания и старание быть замеченными… Попечительский
совет школы обратился к фабрикам и заводам с просьбой присылать образцы
продукции и товаров для музея… товарный музей вскоре был создан. Здесь
имелись богатые коллекции камней и руд, волокнистых материалов и тканей,
продуктов канатного, брезентового, кожевенного, стеаринового,
мыловаренного, хлебопекарного, нефтяного, химического производств,
гончарных и фаянсовых изделий. Библиотека школы, начало которой было
положено Е.И. Любимовой, подарившей 517 томов... В школе были прекрасно
оборудованы…физический и химический кабинеты. А.П. Гаврилов оплатил из
своих средств микроскопы, витрины, вытяжной шкаф; он же купил для школы
две немало стоившие пишущие машинки… Популярность и рейтинг торговой
школы с каждым годом росли…»
Источник: https://vk.com/wall-76747321_8763
https://permyachok.ru/torgovaya-shkola/
Литература:
- Пермский дом в истории и культуре края: материалы четвертой науч.-практ. конференции / МУК ОМБ Центр, городская библиотека им. А С. Пушкина ; сост. и ред. Т. И. Быстрых. - Пермь, 2011. - 358 с.
- Торговая школа Общества взаимного вспоможения приказчиков
города Перми. 1901-1911 : [крат. очерк возникновения шк. и ее
деятельность] / сост. инспектором шк. при содействии
преподавателей. - Пермь, 1911. - 73 с.
|