Архитектурные сокровища Перми: рассказываем об истории старейшего в городе железнодорожного вокзала.
Железнодорожный вокзал Пермь-I был построен в
1878 году. Долгое время здание пустовало и находилось в аварийном
состоянии. Спустя почти 140 лет после ремонта в нем открылась
мультимедийная выставка, а скоро заработает зал для пассажиров.
До постройки вокзала возле пристани
находились торговые ряды. Все изменилось со строительством уральской
горнозаводской железной дороги. Гостиный ряд перенесли в центр города, а
на его месте в 1876 году начали возводить железнодорожный вокзал.
Проект здания в стиле модерн с элементами русского зодчества разработал
инженер-строитель Игнатий Быховец, который затем построил старый
железнодорожный мост через Каму и первое здание вокзала Пермь-II.
Строительство вокзала заняло два года, и
завершилось в 1878 году. Станция Пермь-I стала начальной остановкой
уральской горнозаводской железной дороги, которая соединила Пермь с
Чусовым, а затем с Екатеринбургом. Возводили вокзал, как и
горнозаводскую железную дорогу, на частные деньги промышленники и
«Общество УГЖД». На другом конце железнодорожной ветки — в Екатеринбурге
по этому проекту построили аналогичный вокзал.
Здание вокзала в Екатеринбурге. Фото: Артем Устюжанин
Станция Пермь-I получила новое развитие в
связи со строительством новой Пермь-Котласской железной дороги. Пути
решили соединить с горнозаводской веткой и проложили их от вокзала
Пермь-I до станции Заимки, на которой к 1910 году построили
железнодорожный вокзал Пермь-II. Для новых путей пришлось срыть часть
склона, а у дома Мешкова построить туннель. Из-за расширения железной
дороги в 1899 году вокзал Пермь-I реконструировали: здание удлинили и
надстроили вторую башенку, сделав его архитектурный облик симметричным.
— Здание вокзала делилось на четыре секции:
ресторан, зал ожидания для пассажиров первого и второго классов с
мягкими диванами, зал ожидания для пассажиров третьего класса с жесткими
диванами, а также билетные кассы и большой иконостас — непременная
принадлежность всех крупных станций, чтобы пассажиры могли помолиться
перед дорогой, — и, наконец, служебные помещения, — пишет в своей книге
«Старая Пермь» историк Елена Спешилова. — На станции был колокол, он
звучал перед отправлением поезда три раза, затем свистел обер-кондуктор,
после чего паровоз гудел и отправлялся в путь.
Кстати,
после строительства вокзала рядом возвели два здания, в которых
располагалось управление железной дороги. Одно из них было разрушено, а
во втором сейчас находится пермский институт железнодорожного
транспорта.
В
1940 году напротив железнодорожной станции построили речной вокзал.
Пассажиры прибывали на вокзал Пермь-I, а затем продолжали свой путь по
реке на теплоходах. К 1990-м годам состояние железнодорожного вокзала
заметно ухудшилось, но станция продолжала пользоваться спросом у
пассажиров пригородных поездов. Многие пермяки еще помнят зал ожидания,
билетные кассы и газетный киоск внутри вокзала.
В
2004 году памятник архитектуры федерального значения признали аварийным
и закрыли на реконструкцию. Лишь в 2017 году вокзал был окончательно
отремонтирован. Строителям пришлось восстановить здание практически в
первозданном виде, отремонтировать фасад, заменить местами кирпичную
кладку, установить оригинальные окна и положить новый пол.
После
реконструкции часть вокзала отдали под экспозицию мультимедийной
выставки «Россия — моя история», а в левой части здания планируют
открыть зал ожидания для пассажиров.