16+ СОЛИКАМСКИЙ МО


Меню сайта
Проект
https://xn--80aabauqbbascbfesyd7cgj.xn--p1ai/unsafe/fit-in/1024x1024/smart/https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 6
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Пермский край » Краеведческая литература

Об остяках
08.09.2021, 14:39
Начиная со времен, Нестеровой летописи, называют крещенных из них Пермяками, Пермянами и Пермичами, а оставшихся в старой вере—остяками, ас-іаками по терминологии данной последними своими же единоплеменниками.
…Настоящим носителем национальной культуры у Коми остался, после принятия христианства князьями на Колве, протестующей ас-іак (свой человек), начавший активно выражать свой протест, в особенности после пожалования в 1558 г. пустых земель по Каме Строгановым, соединяясь для мести за отнятые земли то с вогулами, то с башкирами то с черемисами.
С пожалованием земель на Каме Строгановым совпадает и миссионерская деятельность Средне- Камского апостола Трифона Вятского, в сказании о Житии его видно, что остяки, будучи единоверцами вогул, были в теснейшем единении с последними и жили совместно в бассейнах р.р. Сылвы, Тулвы, Обвы и Чусовой, отодвигаясь от наступления христианских миссионеров, шедших с Вычегды и с Пыскора по р. Каме, вниз по течению последней.
…После принятия христианства Великопермскими князьями на Колве, когда ас-іаки, не желая менять старой веры, а может быть, и не признавая своей зависимости от Москвы, сдвигались в низовья Камы и ее притоки, на которых застает их преподобный Трифон Вятский, оставляя родовыя земли в верхнем течении Камы около Перми Великой—Чердыни. Немногие из оставшихся в старой вере язычников Коми остались на прародине и получили от соседних крещенных Коми название ас-іакских поселений, по писцовым книгам 1579 года наименованных «остяцкими» как напр, около г.г. Чердыни и Соликамска. Правильность такого воззрения подтверждает свящ. Луканин в своем «Церковном историческом и археологическом описании г. Соликамска», называет остяками-коми, живших в нынешних Городищенской, Половодовской и других соседних волостях около г. Соликамска, подкрепляя свои доводы указаниями на фамилии Иртеговых, Шутеговых, Зебзиевых и т. д., которые были крещены в царствование Екатерины II. Названия около Соликамска реке, селений и, наконец, упомянутые фамилии прямо указывают, что это были некрещеные коми—ас-іаки или остяки. Это еще раз служит подтверждением, что Прикамский остяк есть синоним некрещеного коми-пермяка и под ним нельзя разуметь остяка-манси.
Ас-іак, отступивший от Чердыни или Перми Великой на среднее Прикамье, в последнем столкнулся опять с уничтожением его святынь, как например обоготворяемой ели, срубленной преподобным Трифоном на Гляденовском городище около с. Нижних Мулов…
В продолжении этого почти двухсот векового путешествия Коми потеряли, ради сохранения своей веры и независимости, собственное имя, превратившись на языке соплеменников в ас-іаков, а на языке русских Чудь и Остяков…
Разорванность территории Перми Великой, после всех административных выделений, жителей ее ставила в неудобное положение по сношениям с центром; такие условия вызвали нарождение еще одного административного пункта на юге Перми Великой, основание города Кунгура в бассейне Сылвы, притоке реки Чусовой, и окончательное отчисление частей отхожего стана от Черрдыни. Распылившейся Остяк, отодвигаясь от христианской миссии, в вследствие осуществления Строгановыми своих вотчинных прав на пожалованные земли по грамотам, сгрудился в бассейне Сылвы; встретившись здесь с древними аборигенами края, своими же единоплеменниками, но уже омагометаненными под именем башкир и татар, остяки не могли уже сдвигаться далее: сравнительно плотное население кочевавших башкир не допускало этого движения, а равно и Строгановы также не могли продвинуть границ своих владений далее на юг по тем же причинам. Последним опорным пунктом Строгановских владений на Сылве является купленная ими Кишертская вотчина и острожек в ней. Здесь Строгановых встретило отчаянное сопротивление 67 юрт остяков, соединившихся с башкирами и татарами. Не имея сил или не желая сопротивляться напору объединившихся Остяков и Башкир с частью татар, появившихся здесь после падения Казанского царства, Строгановы сдали защиту южных границ своих владений Москве. Государство, приняв на себя охрану границы от беспокойных Сылвинских Остяков и Башкир, положило основание острожку Камгуру на реке того же имени, притоке Ирени, впадающей в Сылву. Острожек Камгур по писцовой книге Кайсарова заложен на чудском городище, впоследствии получил в русских письменных актах название Кунгура. Аналогичная судьба постигла Строгановых в расширении владений вниз по Каме и притоку ее Тулве, где защиту своих вотчин от тех же Остяков и Башкир им пришлось сдать Приказу Казанского дворца—Осинскому острожку или прародителю нынешнего города Осы.

https://sun9-17.userapi.com/impf/c849536/v849536788/13cb2d/5vj0qq4HgKQ.jpg?size=706x497&quality=96&sign=187df77bec1130178fb2fdb3b595717a&type=album

Источник:
  • Кривощеков, И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии, с приложением карты бассейна р. Камы и иллюстрациями. - Пермь : Электро-тип. «Труд», 1914.
Категория: Краеведческая литература | Добавил: elena
Просмотров: 252 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]