Начиная со времен, Нестеровой
летописи, называют крещенных из них Пермяками, Пермянами и Пермичами, а
оставшихся в старой вере—остяками, ас-іаками по терминологии данной
последними своими же единоплеменниками.
…Настоящим носителем
национальной культуры у Коми остался, после принятия христианства
князьями на Колве, протестующей ас-іак (свой человек), начавший активно
выражать свой протест, в особенности после пожалования в 1558 г. пустых
земель по Каме Строгановым, соединяясь для мести за отнятые земли то с
вогулами, то с башкирами то с черемисами.
С пожалованием земель на
Каме Строгановым совпадает и миссионерская деятельность Средне- Камского
апостола Трифона Вятского, в сказании о Житии его видно, что остяки,
будучи единоверцами вогул, были в теснейшем единении с последними и жили
совместно в бассейнах р.р. Сылвы, Тулвы, Обвы и Чусовой, отодвигаясь от
наступления христианских миссионеров, шедших с Вычегды и с Пыскора по
р. Каме, вниз по течению последней.
…После принятия христианства
Великопермскими князьями на Колве, когда ас-іаки, не желая менять старой
веры, а может быть, и не признавая своей зависимости от Москвы,
сдвигались в низовья Камы и ее притоки, на которых застает их
преподобный Трифон Вятский, оставляя родовыя земли в верхнем течении
Камы около Перми Великой—Чердыни. Немногие из оставшихся в старой вере
язычников Коми остались на прародине и получили от соседних крещенных
Коми название ас-іакских поселений, по писцовым книгам 1579 года
наименованных «остяцкими» как напр, около г.г. Чердыни и Соликамска.
Правильность такого воззрения подтверждает свящ. Луканин в своем
«Церковном историческом и археологическом описании г. Соликамска»,
называет остяками-коми, живших в нынешних Городищенской, Половодовской и
других соседних волостях около г. Соликамска, подкрепляя свои доводы
указаниями на фамилии Иртеговых, Шутеговых, Зебзиевых и т. д., которые
были крещены в царствование Екатерины II. Названия около Соликамска
реке, селений и, наконец, упомянутые фамилии прямо указывают, что это
были некрещеные коми—ас-іаки или остяки. Это еще раз служит
подтверждением, что Прикамский остяк есть синоним некрещеного
коми-пермяка и под ним нельзя разуметь остяка-манси.
Ас-іак,
отступивший от Чердыни или Перми Великой на среднее Прикамье, в
последнем столкнулся опять с уничтожением его святынь, как например
обоготворяемой ели, срубленной преподобным Трифоном на Гляденовском
городище около с. Нижних Мулов…
В продолжении этого почти двухсот
векового путешествия Коми потеряли, ради сохранения своей веры и
независимости, собственное имя, превратившись на языке соплеменников в
ас-іаков, а на языке русских Чудь и Остяков…
Разорванность
территории Перми Великой, после всех административных выделений, жителей
ее ставила в неудобное положение по сношениям с центром; такие условия
вызвали нарождение еще одного административного пункта на юге Перми
Великой, основание города Кунгура в бассейне Сылвы, притоке реки
Чусовой, и окончательное отчисление частей отхожего стана от Черрдыни.
Распылившейся Остяк, отодвигаясь от христианской миссии, в вследствие
осуществления Строгановыми своих вотчинных прав на пожалованные земли по
грамотам, сгрудился в бассейне Сылвы; встретившись здесь с древними
аборигенами края, своими же единоплеменниками, но уже омагометаненными
под именем башкир и татар, остяки не могли уже сдвигаться далее:
сравнительно плотное население кочевавших башкир не допускало этого
движения, а равно и Строгановы также не могли продвинуть границ своих
владений далее на юг по тем же причинам. Последним опорным пунктом
Строгановских владений на Сылве является купленная ими Кишертская
вотчина и острожек в ней. Здесь Строгановых встретило отчаянное
сопротивление 67 юрт остяков, соединившихся с башкирами и татарами. Не
имея сил или не желая сопротивляться напору объединившихся Остяков и
Башкир с частью татар, появившихся здесь после падения Казанского
царства, Строгановы сдали защиту южных границ своих владений Москве.
Государство, приняв на себя охрану границы от беспокойных Сылвинских
Остяков и Башкир, положило основание острожку Камгуру на реке того же
имени, притоке Ирени, впадающей в Сылву. Острожек Камгур по писцовой
книге Кайсарова заложен на чудском городище, впоследствии получил в
русских письменных актах название Кунгура. Аналогичная судьба постигла
Строгановых в расширении владений вниз по Каме и притоку ее Тулве, где
защиту своих вотчин от тех же Остяков и Башкир им пришлось сдать Приказу
Казанского дворца—Осинскому острожку или прародителю нынешнего города
Осы.