Прикамье является родиной
уникального культурного явления - Пермской деревянной скульптуры. Каждый,
кто приезжает в Пермь (неважно, по каким делам), спешит увидеть
уникальную коллекцию в Пермской художественной галереи. С историей Пермской галереи можно познакомиться на официальном сайте: https://permartmuseum.ru/page/history
Пермская деревянная скульптура, или Пермские боги – храмовая скульптура,
получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX
веках - поистине одно из сокровищ Прикамья. Являясь по сути искусством
восточно-христианским, скульптура сохранила отчетливые черты языческой
культуры.
Известно, что столетия назад деревянным Спасам меняли одежду,
дарили новые башмаки, поскольку верили, что обувь у ходящих по ночам
богов быстро изнашивается. Пермская государственная художественная
галерея является хранительницей самой большой коллекции Пермской
деревянной скульптуры.
История Пермской художественной галереи неразрывно связана с именем
Николая Николаевича Серебренникова, стоявшего у истоков развития
пермского художественного музея (впоследствии Пермской государственной
художественной галереи). На протяжении 25 лет, с 1925 по 1949 год он занимал пост директора, а
после, до 1960 года — главного хранителя галереи. По его инициативе и
при непосредственном участии складывались основные коллекции галереи, а в
появлении коллекции пермской деревянной скульптуры, одного из
культурных брендов Пермского края, он сыграл главную роль.
Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ) считает датой
своего основания 7 ноября 1922 года, когда к 5-летию Октябрьской
революции был открыт художественный музей. Организаторами выступили А.К. Сыропятов (первый директор художественной
галереи) и Н.Н. Серебряников (пермский искусствовед, открывший миру
пермскую деревянную скульптуру). Одной из ключевых вех развития
картинной галереи стал переезд музея в здание Спасо – Преображенского собора в 1931 году, разделившее судьбу собора на «до» и
«после». Это повлекло за
собой изменения в интерьере здания с целью приспособления его для нужд
музея. Зимний храм Стефана Пермского разделили перекрытием на два этажа.
В 1947 году в Пермской государственной художественной галерее открылись
новые залы, среди которых был и зал со знаменитой на весь мир деревянной
скульптуры.
Интересно, что еще в начале 30-х годов ХХ века Пермские боги также выставлялись в здании Спасо-Преображенского собора, в располагавшемся там тогда «антирелигиозном музее» (под соответственными антирелигиозными лозунгами).
А впервые перед зрителями боги предстали в 20-е годы ХХ века (коллекция тогда как раз собиралась и исследовалась).
Исследователь
пермской деревянной скульптуры Николай Николаевич Серебренников пишет:
«Весной 1924 года эти коллекции были выставлены для обозрения как
«выставка художественной старины Пермского края». К выставке сразу же
возник интерес. Деревянные скульптуры были выставлены в своем
изначальном виде без каких-либо покровов, без мистических декораций,
какие окружали их в церквах <…> Скоро в народе и в печати
деревянные скульптуры получили название — пермские боги»
Уникальность пермской деревянной скульптуры заключается в необычности образного мышления мастеров,
которые создавали деревянные фигуры богов и святых. Ученые подчеркивают в
их работе простоту изваяния и объясняют это языческим
мировоззрением наших предков, которое позволяло им не видеть разницы
между божеством и его изваянием. Местные резчики наделяли свои
божественные персонажи земными чертами окружавших их людей и стремились
выразить в них мысли и переживания простых людей. Так один из самых
частых образов пермской скульптуры – «Христос в темнице» (он же – «Спас
полунощный») имеет облик простолюдина. Образ Николая Можайского,
выполненный резчиком из села Покча, – образ грозного воителя, старца со
сверхъявственной удлиненной головой. Жители Прикамья видели в нем
покровителя новых поселений, когда русские обживали новые места.
Деревянные
фигуры создавались мастерами по традициям древнерусской резьбы. Яркими
примерами являются произведения XVII века – «Параскева Пятница» из села
Ныроб, «Св. Николай Можайский» из села Покча, «Распятие» из города
Соликамска. Мастера для изваяния фигур использовали древесину,
предпочитали сосну и липу. Дерево обрабатывали с помощью ножа и топора.
Для росписи наносили на дерево левкас (меловой грунт). Роспись делали
яичной темперой, нередко дополняя позолотой и серебрением. В XIX веке
стали расписывать уже масляной краской.
Сбор памятников
пермских резчиков наиболее активно шел в довоенный период. Только с 1923
по 1926 гг. было приобретено 412 фигур. В последующие годы коллекция
пополнилась еще на треть. Большинство скульптур было найдено на
территории Верхнекамья.
Деревянная скульптура — это по сути творение
крестьянских скульпторов, превратившееся в достояние русской народной
скульптуры, в огромное художественное явление в культуре XVII-XIX вв.
Фильм пермского телевидения "Пермская деревянная скульптура", 1985 г.
Сейчас пермская деревянная скульптура широко
известна в нашей стране и за рубежом. Она выставлялась в крупнейших
музеях России — Государственном музее изобразительных искусств имени А.
С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.
Побывала она и во Франции (Париж), Бельгии (Брюссель), Японии (Осака),
получила приглашение в США и Германию. Каждый год по экспозициям, где
представлена пермская деревянная скульптура проходит более ста тысяч
зрителей. Многие издалека приезжают в Пермь, чтобы увидеть знаменитую
коллекцию деревянной скульптуры.
Источник:
https://vk.com/wall-156568278_5461
https://vk.com/wall-156568278_113
Пермская деревянная скульптура
Серебренников, Н. Н. Пермская деревянная скульптура : материалы предварительного изучения и опись / Серебренников Н. Н. ; Перм. Гос. Обл. Музей, Худож. галерея ; [лит. ред. А. С. Лебедев ;
сост. карт. В. А. Кондаков ; пригот. фотоотпечатков для клише А. Г.
Турбин ; худож. оформление : И. Н. Вроченский, М. А. Добров]. - Пермь :
[б. и.], MCMXXVIII, 1928. - 213 с. : ил.
Русская деревянная скульптура / сост. Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. - Москва : Изобразительное искусство, 1994 - 324 с. : ил.
Замысел альбома, посвященного одному из самых
удивительных и самобытных видов русского искусства, уходящему в глубь
веков, - деревянной скульптуре, принадлежит Николаю Николаевичу
Померанцеву, неутомимому и самоотверженному подвижнику, спасшему и
сохранившему для истории огромное количество памятников отечественной
культуры. Им же в целом был определен состав и разработана структура
настоящего издания. Но исследователю не суждено было завершить свой труд
- смерть прервала его работу. Публикуются тексты, которые
Н.Н. Померанцев предполагал поместить в альбоме: вступительная статья и
расширенные комментарии к отдельным памятникам, содержащие интересные
сведения о находках и открытиях скульптуры, ее первоначальном виде, с
авторскими датировками, атрибуцией, интерпретацией. Помещается также
очерк, Н.А. Померанцевой о жизни и деятельности замечательного русского
реставратора и историка искусства.
Пермская деревянная скульптура / сост. О. М. Власова. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1985. - 160 с. - (Искусство Прикамья)
Альбом представляет
самобытное явление художественной культуры XVII - XIX вв.,
сформированное на основе традиций древнерусского искусства, испытав
воздействие барокко и классицизма. Представлены шедевры деревянной
скульптуры.
Деревянная скульптура XVII-XIX веков из фондов Пермской галереи : каталог
выставки / авт. вступ. ст. и сост. каталога О. Власова. - Пермь, 1985.
В
работе над выставкой деревянной скульптуры из фондов Пермской
государственной художественной галереи принимал участие весь коллектив
сотрудников. Большую роль сыграла работа старшего художника-реставратора
И. В. Арапова, ведущего коллекцию уже третье
десятилетие. Отбор произведений для экспозиции и уточнение инвентарных
данных производилось с помощью хранителя скульптуры Г. А. Тиховой. Эта
выставка не могла бы появиться и без участия других организаций, в
первую очерёдь, Всесоюзного художественно-научного реставрационного
центра им. академика И. Э. Грабаря, сотрудники которого уделяют Пермской
галерее особое внимание. Не один десяток скульптур прошел через добрые,
умелые руки В. К. Филимонова, О. H. Трофимова, В. В. Корешкова, Л. А.
Дунаева, В. Ю. Бараненкова, М. А. Овчинникова и других мастеров.
Неоднократно бывал в Перми с обследовательскими целями и заведующий
отделом Р. А. Попов. В непосредственной работе с материалами и
составлении каталога большую помощь оказала В. М. Шаханова, научный
сотрудник ВХНРЦ. Ряд ценных советов и рекомендаций дали известные
исследователи русской скульптуры, сотрудники ГРМ Н. В. Мальцев и И. И.
Плешанова.
Проблемы изучения, сохранения и использования наследия христианской
деревянной скульптуры. Материалы 1-го межрегионального симпозиума (3 — 4
декабря 2003 года). - Пермь : Издатель И. Максарова, 2007. - 288 с.
В сборнике представлены материалы симпозиума, который
состоялся по инициативе ГОУК «Пермская государственная художественная
галерея» при активном участии и поддержке Государственного Русского
музея (Санкт-Петербург).
Н.Н. Серебренников. Пермская деревянная скульптура : материалы предварительного изучения и опись. - Москва, 2008. - (Новое прочтение).
Эта книга –
первый этап реализации комплексного научно-исследовательского,
образовательного, выставочного проекта «Новое прочтение». Проект
включает в себя помимо переиздания книги Н.Н. Серебренникова издание
альбома-каталога «Пермская деревянная скульптура», подготовленного О.М.
Власовой, книжки для семейного чтения «Пермские боги» и выставочный
проект «Лики и времена». Переиздание этого значительного труда расширяет
рамки прежнего издания. Оно дополнено комментариями, статьями
современных деятелей культуры, воспоминаниями А.В. Луначарского, И.Э.
Грабаря, Л.Д. Любимова, а также сотрудников галереи. Также в книгу вошел
богатый архивный, каталожный, библиографический и исследовательский
материал о пермской деревянной скульптуре, сохраненный в галерее.
Власова О. М. Пермская деревянная скульптура : между Востоком и Западом / Власова О. М. - Пермь : Кн. мир, 2010. - 150 с.
В предлагаемой читателю книге пермская деревянная скульптура
исследуется во взаимосвязях с русским и европейским искусством. Все
памятники классифицируются по функциональным, иконографическим и
стилистическим признакам. Внимательно анализируются художественные и
выразительные особенности пермской скульптуры. Материал охватывает длительный исторический период: с конца XVII до начала XX века.
Власова,
О. М. Храмовая скульптура Прикамья : кат. собр. Перм. гос. худож.
галереи, авт. версия 2011 г. Ч. 1. / О. М. Власова. - Пермь : [б. и.], 2011. - 148 с.
Власова,
О. М. Храмовая скульптура Прикамья : кат. собр. Перм. гос. худож.
галереи, авт. версия 2011 г. Ч. 2. / О. М. Власова. - Пермь :
[б. и.], 2011. - 160 с.
Книга содержит сведения о всех памятниках деревянной скульптуры коллекции
Пермской галереи на 2007 год, об истории их собирания и изучения,
художественных особенностях и стилистической эволюции.
Власова, О. М. Резные иконостасы Прикамья : научное издание / О. М. Власова. - Пермь, 2012. - 202 с. : ил.
Резные
иконостасы Прикамья представляют собой яркую часть художественного
наследия России. Сохранившиеся памятники Прикамья позволяют проследить
развитие высокого русского иконостаса от XVII до начала XX века.
Существующие иконостасы и дошедшие до нас документы говорят о том, что
искусство иконостасной резьбы всегда стояло на высоком уровне
профессионализма. Провинциальные иконостасы представляют собой
оригинальные варианты храмового синтеза искусств, важнейшей частью
которого является орнаментальная и фигуративная пластика. В провинции
золотой век иконостасной скульптуры захватывает вторую половину XVIII —
первую половину XIX века. Именно в этот период иконостасы Прикамья
входят в разряд общерусских ценностей материально-духовной культуры.
Власова,
О. Пермская деревянная скульптура конца XVII - начала XX века / О. Власова. - Москва : АРТ-ВОЛХОНКА, 2013. - 440 с.
Эта книга – полная публикация уникальных
памятников русской церковной скульптуры из Пермской галереи,
крупнейшего в России собрания такого рода. Статьи авторов посвящены
истории собирания и изучения, художественным особенностям произведений.
Богато иллюстрированное издание предназначено историкам, искусствоведам,
художникам, широкому кругу любителей искусства.
Литература (Пермская худож. галерея):
Пермская государственная художественная галерея : путеводитель. Вып. 2.
: Древне-русское искусство XV-XVII вв. С каталогом произведений. - Пермь,
1961.
Пермская худож. галерея.
Каталог произведений живописи, скульптуры, графики / предисл. В. Корниловой ; перм. гос. худож. галерея. - 3-е изд.,
доп. - Пермь : Кн. изд-во, 1963. - 190 с. : ил.
Пермская художественная галерея. - Пермь : Кн. изд-во, 1974. - 110 с.
Пермская государственная художественная галерея / авт.-сост. В. Кулаков.
- Москва : Изобразительное искусство, 1976. - 184 с. - (Художественные
музеи СССР).
Пермская художественная галерея. За пять шагов до столетия. - Пермь, 2017.
Пермская художественная галерея. Урал в изобразительном искусстве XVII -
начала ХХ веков / авт.-сост. В. Беляева. - Екатеринбург : Пресс-цент,
2000. - 23 с. - (Посвящается 100-летию Н. Н. Серебренникова).
Интернет публикации:
- Пермская деревянная скульптура
http://www.sculpture.permonline.ru/index.htm
- «Христос в темнице». Пермская деревянная скульптура