Изумительное явление русского фольклора - свадебная поэзия. В ней нашли отражение многие
стороны жизни народа, история семьи, формы брака.
Но старинная крестьянская свадьба давно забыта. В памяти людей старшего
поколения сохранились отдельные поэтические фрагменты, воспоминания об
обрядовых действиях, смысл которых иногда трудно объясним.
Серьезный анализ свадебного обряда в Прикамье проводился на протяжении
двадцати лет на основании этнографических данных собранных в Чердынском
районе с 1947 по 1968 годы. Запись свадебных песен и обрядов именно в
Чердыни не является случайностью. Чердынь, когда-то столица
Велико-пермского княжества, Пермь Великая, колыбель освоения Урала и
Сибири, богата не только археологическими памятниками, но и
замечательными произведениями устной поэзии. До сих пор здесь
сохранились в памяти народной многие жанры старого фольклора: сказки,
песни, заговоры, календарная поэзия, народная драма. Устно-поэтические
традиции здесь оказались намного сильней, нежели в других районах, чаще
можно встретить талантливых сказителей, бережно сохраняющих поэтические
традиции предков. Чердынская свадьба — это лучший вариант северной
русской свадьбы, вариант очень полный, интересный и специфический.
Свадебная поэзия Чердыни всегда привлекала внимание этнографов,
фольклористов, писателей. Семейные обрядовые песни, записанные от
крестьян Чердынского уезда, публиковались Н. И. Новиковым, П. В.
Киреевским, А. И. Соболевским. Чердынская свадьба очень заинтересовала
Д. Н. Мамина-Сибиряка, он приезжал в Чердынь лично записать несколько
свадебных обрядов. Д.Н. Мамин-Сибиряк говорил, что чердынская свадьба –
это яркое и самобытное «национальное действо», в котором проявилась не
только «духовная мощь русского народа», но и «неприглядная историческая
доля многострадальной русской женщины». Считается, что именно житейские
сюжеты чердынской свадьбы легли в основу его драматического произведения
"Летные", посвященного бродягам Урала. История для тех времен очень
распространенная, девочку-сироту выдают замуж, но не за младшего брата,
которого она любила, а за старшего, которому пришла пора жениться. Давайте, послушаем эту историю, записанную живым языком той эпохи самим Д.Н. Маминым-Сибиряком:
"Феклиста выросла в сиротстве и была единственной дочерью Никитишны,
больной старухи, изморившейся на работе по чужим людям. Эта Никитишна
всегда на что-нибудь жаловалась, и не проходило дня, чтобы не попрекнула
свою дочь, что вот другим Бог посылает же парней, а у нее уродилась
одна девка. Ну, куда девку повернешь? Корми и воспитывай, а потом,
глядишь, девка и улетела. Чужой товар эти девки, и больше ничего.
— Вон у Корневых двух сыновей растят, замена будет старикам-то, — жаловалась Никитишна и тяжело вздыхала.
Корневы были соседи. Семья у них была небольшая, но достаточная,— муж
с женой, старик-дедушка и двое ребятишек: Егор да Иван. Дети маленькими
выросли вместе, на одной деревенской улице, и Феклиста часто бывала у
Корневых. Когда она сделалась подростком, младший брат Иван был уже
шестнадцати лет. Детское знакомство перешло в привязанность, а затем в
более сильное чувство. Часто им приходилось вместе и работать, и
хороводы водить, и на супрядках сидеть. Феклиста была смирная и
работящая девка, а к шестнадцати годам она расцвела тем трудовым
здоровьем, какое Бог посылает иногда сиротам. Красива она не была, но
деревенские парни не обегали ее своим вниманием, и Феклиста износила
много синяков от деревенских кавалеров, как и они от нее. Иван Корнев
был все-таки на особом счету, и деревенские свахи в один голос
повторяли, что быть Феклисте за Иваном Корневым. То же думала и сама
Феклиста и старая Никитишна.
Корневы действительно заслали к Никитишне сватов, только присватались
за старшего Егора, а не за Ивана. Взвыла и забунтовала Феклиста на
первых порах, не хотелось идти за немилого, но ничего не поделаешь —
старики столковались между собой, и Феклисту никто не спрашивал: хочет
она идти за Егора или нет. Корневым нужна была в дом хорошая работница,
потому что сама старуха начала сильно прихварывать и не успевала
справляться с хозяйством. Так и вошла Феклиста в новый дом, и сейчас же
была завалена такой кучей новой работы, что ей даже дохнуть некогда
было, не то что раздумывать о своем милом. Одних мужиков в доме было
четверо, да еще свои дети пошли, тут приходилось вертеться колесом целые
дни напролет, как работают одни деревенские бабы. Муж у Феклисты был
хороший, работящий мужик, хотя и крутенек, особенно под пьяную руку.
Иван молчал и, видимо, старался избегать Феклисты, хотя сделать это было
и трудно, особенно по зимам, когда вся семья скучивалась в одной избе.
На счастье или на несчастье подвернулась рекрутчина, и Корневым
приходилось выставлять солдата, а на очереди был Егор. Вся семья взвыла;
у Феклисты уже было двое ребятишек, и она ходила по дому с опухшими от
слез глазами. Крепко задумался Иван над нежданной страшной бедой и
порешил идти в солдаты за Егора — все равно, только бы дальше от
Феклисты. Когда он объявил свое решение семье — первая, с воем и
причитаньем, повалилась ему в ноги Феклиста вместе с ребятишками.
— Не для вас иду, а для себя... — ответил Иван и даже отвернулся.
Крепкий был парень этот Иван, какой-то совсем особенный против других
деревенских парней, но, видно, уж такая судьба задалась, чтобы быть ему
под красной шапкой. Так он и ушел на тяжелую солдатскую службу и целых
пятнадцать лет тянул свою лямку где-то в уездном городишке. Даже на
побывку он не ходил, чтобы напрасно не тревожить себя и Феклисту, а
через пятнадцать лет вышел вчистую, да еще фельдфебелем. Дед Корнев и
старики успели к этому времени умереть, а всем хозяйством
«руководствовал» Егор с Феклистой. Жили они исправно, и Иван поселился
на первое время у них, потому что куда же солдату деваться в деревне.
Дело было как раз зимой, работы никакой не было, и Иван отдыхал после
солдатчины, да, сказать правду, он и отвык за время службы от тяжелой
крестьянской работы. Сначала все шло хорошо, Егор был рад благополучно
вернувшемуся брату, пока кто-то не намекнул ему на прежние отношения
Ивана к Феклисте. Одним словом, между братьями пробежала черная кошка,
хотя оба молчали и старались не подать виду.
Как теперь Феклиста помнит тот роковой день, когда корневский дом
пошатнулся до основания и она осталась вдовой с пятью ребятишками на
руках. Это было в воскресенье, сейчас после зимнего Николы. Братья, оба,
только что пришли от обедни, и Феклиста подала им горячий пирог. Егор
что-то был не в духе и все косился на брата.
- Ты что это на меня так глядишь? — спросил, наконец, Иван.
— А и то гляжу, что мастер ты, Иван, чужой хлеб есть,— отрезал Егор,
да еще прибавил: — Работы пока от тебя не видали, а за стол садишься
первый...
Это несправедливое слово обожгло Ивана, как огнем, но он сдержался и
промолчал. Егор не унимался и начал прямо ругаться. Между братьями
завязалась тяжелая мужицкая ссора. Слово за слово, а потом ссора перешла
в драку. Феклиста бросилась было разнимать братьев, но Иван успел
схватить лежавший под лавкой топор и раскроил им череп брату. Дальше все
было в каком-то тумане: следствие, суд, потом каторга. Корневский дом
одним ударом точно раскололся надвое: старший брат Егор убит, младший
Иван ушел в Сибирь, а Феклиста опять осталась сиротой, и не одна, а с
целой оравой ребят."
Вот такой невеселый сюжет родился у Д.Н. Мамина-Сибиряка после
знакомства с традициями чердынской свадьбы. Однако, были и счастливые
пары, которые прожили всю жизнь душа в душу, ведь почти во всех
свадебных песнях как завет жениху неоднократно повторяется такой припев
Вот тебе жена –
Богом создана!
Люби ее, не обижай
И в обиду не давай!
Источник: https://uralmagnit.ru/eto-rossiya/692-cherd-svadba
Литература: - Чердынская свадьба / записал и сост. И. В. Зырянов ; худож. М.
Тарасова. - Пермь : Перм. кн., 1969. - 245 с. : ил.
|