Предлагаем отрывок из книги В.П. Лукьянина «"Урал”: журнал и судьбы»,
которая вышла к 60-летнему юбилею журнала в 2018 г.
"Я помню выход в свет самого первого номера «Урала». 19 января 1958 года он появился в городских газетных киосках… Стоп!
Здесь нужно пояснение. Дату я, разумеется, не запомнил с того времени, а
просто доверился традиции: днем рождения журнала в редакции всегда
считалась эта дата именно по той причине, которую я сейчас назвал. И
фраза, прерванная многоточием, в моей книжке к 50-летнему юбилею «Урала»
так вот и была сформулирована, как я ее сейчас воспроизвел. И вдруг
Надежда Колтышева, зам нынешнего главного редактора, обратила мое
внимание на публикацию в интернете, где упоминалась заметка в газете
«Уральский рабочий», датированная 14 января 1958 года, о том, что вышел
первый номер «Урала» . Факт, зафиксированный в газете, выглядит,
конечно, убедительней изустной легенды. Но почему редакционная легенда
противоречила газетной публикации? Можно, конечно, сочинить новую
легенду: мол, журнал вышел в свет 14 января, но по киоскам его развезли
только 19-го. Вполне вероятно, однако же предположение – не
доказательство, так что эта версия тоже нуждается в подкреплении. И я
пошел в библиотеку и прочитал в подлиннике ту публикацию, на которую
ссылается интернет. Очень забавное получил впечатление! Заголовок –
победный и недвусмысленный: «Первый номер "Урала” вышел!» И текст столь
замечателен, что его непременно нужно цитировать. Вот первый абзац: «В
свое время мне не удалось подписаться на новый ежемесячный
литературно-художественный и общественно-политический журнал "Урал”. И
вот совершенно случайно я держу в руках книжку в белом переплете, на
которой стоит № 1. Еще не открыв страницы, стараешься представить, что
же нового вносит в культурную жизнь Свердловска, области, нет, всей
нашей страны эта новая писательская трибуна. Ведь даже сам факт, что у
нас начал выходить "толстый” журнал – младший брат "Нового мира” и
"Октября”, говорит о том, что литературная деятельность уральцев вышла
за географические рамки их края, о том, что всем нам – рабочим,
учащимся, служащим сделан хороший подарок». Пропускаю беглое описание
основных публикаций номера, и вот заключительный абзац: «Пробегаешь
глазами по страницам, и сердце наполняется радостью: хороший подарок в
новом году получили все мы. И хочется поздравить любителей литературы с
ним и пожелать новорожденному журналу, чтобы в дни поступления в продажу
его номеров у киосков выстраивались очереди» . Вопросы возникают
сразу. Не удалось подписаться – почему? Подписка не только не была
лимитирована – ее, по-видимому, «подталкивали»: как же, издание – детище
обкома, размахнулись на 15 тысяч экземпляров, а журнал, как сказали бы
сегодня, не раскручен. Правдоподобнее было бы сказать, что автор заметки
не знал о журнале или не заинтересовался им, пока не взял в руки первый
номер. Кстати, а как этот номер попал в его руки? Да и точно ли
попал? «Книжка в белом переплете» – это совсем не похоже на первый номер
«Урала»: журнал никогда не выходил в переплете, всегда – в мягкой
обложке, причем обложка первого номера была светлой – коричневатой, но
уж никак не белой. Однако главный вопрос – об авторе: это кто же так
озабочен культурной жизнью Свердловска, так обрадован появлением новой
писательской трибуны? По складу мышления и манере письма чувствуется
хватка матерого журналиста-газетчика, но подпись под публикацией гласит:
«А. Кузнецов, расточник турбомоторного завода». Вот вам и вся разгадка
«секрета полишинеля»: главная областная газета по-дружески помогла
редакции новорожденного журнала в распространении тиража. Скрытая
реклама сделана грамотно. Поясню для тех, кто не в курсе: расточник –
токарь высокой, но не уникальной квалификации, это массовая профессия.
Заведомо уважаемый представитель класса-гегемона назван не Ивановым и
приписан не к Уралмашу: это было бы слишком прямолинейно. Но Кузнецов –
третья по распространенности русская фамилия, а ТМЗ в то время – третье,
если не ошибаюсь, по численности работающих предприятие столицы Урала.
Расточников А. Кузнецовых там, вероятно, в каждом цехе было не по
одному, кто ж станет доискиваться, которому из них неведомым путем попал
в руки номер нового журнала? (На самом-то деле, скорее всего, даже и не
готовый номер, а то, что на профессиональном языке – нет, не токарей, а
сотрудников редакций – называется «чистыми листами», оттого и «белый
переплет».) Словом, мнение неведомого «А. Кузнецова» было представлено
как «глас народа», и этот глас объяснил, сколь важным событием стало
рождение «Урала», и намекнул, что, увидев журнал в киоске, нужно
выстраиваться за ним в очередь. Естественно, что такая реклама должна
была предшествовать появлению журнала в продаже, и, следовательно,
публикация в «Уральском рабочем» не ставит под сомнение, а лишь косвенно
подтверждает дату рождения «Урала»: 19 января, в том году это был
понедельник".
Автор: В.П. Лукьянин, кандидат философских наук, публицист,
литературный критик. В 1980–1999 гг., - главный редактор журнала
«Урал»
Источник:
https://vk.com/wall-37539101_2897
|