Семик - особо почитаемый
поминальный день в Коми-Пермяцком округе. Для поминок в этот день коми-пермяки берут отгулы на
работе, едут из других регионов. Семик оформился на стыке языческой и
православной культур и не отражен в церковном календаре. По словам
священнослужителей, в Семик должны поминать заложных покойников, умерших
неестественной смертью, а всех усопших православных — в Троицкую
Субботу. Итак. Семик это особенный день для жителей Коми округа
(и жителей ещё ряда регионов севера и северо-западе России), о котором
можно говорить много и долго. Это день, когда поминают умерших. Его
часто по незнанию путают с Троицей, но это, конечно, не так. Это схожий
по своему назначению день и логичнее его назвать в обывательских кругах
"Языческая Троица", так как в нём после крещения коми-пермяков
причудливо переплелись элементы традиций и язычества, и христианства. Нужно
отметить, что традиция этого дня, видимо, намного древнее собственно
Троицы и вообще христианства. Своими корнями она происходит от культа
предков и празднования перехода от весны к лету у древних финно-угорских
племен, поэтому часто можно услышать, что Семик называют "родительским
днём" (у нас в округе, например), "зелёными святками" (на северо-западе
страны). При распространении христианства Троица неслучайно была
приурочена именно к этой поре, ведь дело тут не только в Ветхом и Новом
Завете, но и прагматичном понимании со стороны "крестителей" особой
важности этого времени у языческих народов севера. Одним из
первых сведения о Семике у коми-пермяков (уже крещённых) записал Николай
Рогов в своём труде "Материалы для описания быта пермяков" в середине
XIX века: "[...] К этому великому дню поминовения усопших в
каждом доме приготовляют пиво, сусло, рыбные пироги, блины, оладьи,
кашу, разные жаркия (жаркое - прим. арх.) и пекут яйца. Утром, после
обеда семьян, хозяйки, имеющие умерших родителей, берут в туясках сусло и
пиво, завязывают в скатерть на блюдах блины, оладьи, два рыбных пирога,
три-четыре яйца и отправляются, некоторые в церковь, большая же часть
прямо на приходское кладбище. Ушедшие в церковь, по окончании обедни,
вместе со священно-церковно-служителями, также приходят на кладбище,
оставив в церкви один рыбный пирог, одно яйцо, на так называемый
"канун". На кладбище каждая пермячка, после панихиды по своим
родственникам, стелет на могилу скатерть, ставит и кладёт на неё туяски и
припасы и наклонившись "воет", т. е. плачет, одной рукой закрыв лицо,
другой размахивая, высчитывает разные качества умерших, пеняя им, что
они поторопились оставить белый свет, сирот горегорьких, жену, детей,
отца, мать, сестёр, братьев. После вытья начинается попойка и угощение, в
которых участвуют ближние родственники хозяев, отправляющих тризну, -
что продолжается до пяти часов вечера; в заключение часть сусла и пива,
обыкновенно остатки, выливают на могилы, а часть съестных припасов
раздают нищим. На кладбища приходят и мужчины, они обыкновенно приносят с
собой вино; часть его выливают на могилу, а остальное выпивают сами,
поминая умерших родителей и родственников".
Источник:
- Рогов,
Н. А. Материалы для описания быта пермяков : стереотипное издание / Н. А. Рогов. -
Пермь : Типография купца Тарасова, 2008. - 124 с.
|