105 лет назад - с 15 сентября 1919 года в Перми начали работу Высшие
художественно-промышленные мастерские, впоследствии преобразованные в
Пермский художественный техникум (ПХТ). Пермские высшие
художественно-промышленные мастерские были созданы на базе
художественной школы, студии, школы народного искусства и
ремесленных классов. Организатором и руководителем мастерских был
преподаватель Строгановского художественно-промышленного училища П.И.
Субботин-Пермяк, направленный в Пермь с мандатом уполномоченного
Коллегии изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
(ИЗО Наркомпроса) исполнять распоряжения коллегии по перестройке
художественного образования в стране. К маю 1920 года в Перми
действовали декоративная, живописная, гончарная, графическая,
скульптурная, резная, столярная и игрушечная мастерские, а также
общеподготовительная группа (включавшая изучение красок, форм и
фактуры), в которых числилось 74 студента. По инициативе
Субботина-Пермяка в октябре 1919 были открыты также
художественно-промышленные мастерские на его родине в Кудымкаре на базе
местных промыслов. А после того, как Субботин-Пермяк принимает участие в
Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ в июне 1920
года, он создаёт художественно-промышленные мастерские в Кунгуре.
Среди первых преподавателей в пермских художественно-промышленных
мастерских были талантливые художники И.И. Туранский, А.С. Шестаков, А.
В. Каплун, В. И. Иконников, позднее — М.Б. Вериго, В.А. Оболенский и
другие. В 1920 году при мастерских работали отделения:
декоративно-живописное, живописное, графическое, керамическое, лепное,
столярно-резное. Субботин-Пермяк оставался заведующим и преподавателем
мастерских до своей смерти в 1923 году. Так как Субботин-Пермяк
часто болел, а сменивший его Владимир Оболенский часто бывал в
разъездах, временно-исполняющим обязанности заведующего художественными
мастерскими избрали Матвея Осиповича (в будущем Иосифовича) Кузнецова,
прозвище «вридочка» сохранилось за ним до конца его жизни. С 1922 года
художественные мастерские переименовали в художественный техникум, а
М.О. Кузнецова утвердили в должности заведующего. В 1925 году техникум
стал называться Художественно-педагогическим. В должности заведующего
М.И. Кузнецов был с 1924 года до закрытия техникума в 1941 году. За
все время работы мастерских, а затем техникума много раз менялись
здания, в которых проходили занятия. В 1921 году из-за материальных
сложностей закрылись резная, гончарная и скульптурная мастерские,
учащимся было предложено перейти в соответствующие мастерские Кунгура. В
1923 Пермский художественный техникум состоял из двух отделений:
графического (литографского) и педагогического, с четырьмя курсами
каждое. В 1929 году сгорело здание техникума на углу улиц Ленина и
Горького. Но несмотря на все сложности — нехватку «пайков», отсутствие
должного количества преподавателей — Пермские высшие
художественно-промышленные мастерские продолжали работать: студенты
техникума принимали активное участие в создании праздничного убранства
города, а на улице Карла Маркса и на бульваре (в Загородном саду) каждую
весну и лето делали свои выставки. В Пермском художественном
техникуме получили образование будущие народные и заслуженные художники
СССР, среди которых: Виктор Орешников, Анатолий Кокорин, Геннадий
Мясников, Евграф Шувалов, Валентин Курдов, Сергей Серебреников и другие.
С 1923 по 1926 годы в Пермском художественном техникуме обучалась
художница Екатерина Викторовна Камшилова, личный фонд которой хранится в
нашем архиве. В фондах Е.В. Камшиловой и М.И. Кузнецова есть
фотографии, сделанные во время учебы и работы в художественном
техникуме, фотографии преподавателей и студентов. Несмотря на свое
недолгое существование (с 1919 по 1941), Пермский художественный
техникум в 1920-1930-е годы был главной базой художественного
образования в Пермской области, он дал путёвку в жизнь многим известным
пермским художникам и мастерам, получившим всероссийскую известность.
Источник: https://vk.com/wall-140498450_4566
|