В
XVIII-XIX веках Урал играл важнейшую экономическую роль для России,
поставляя стратегически важную продукцию: металл, соль, уголь, лес.
Однако, отсталость путей сообщения негативно сказывалась на развитии
уральской горно-металлургической промышленности.
В
Европе того времени уже были созданы паровые машины, а в 1814 году
англичанином Д. Стефенсоном был изобретен первый паровоз. Большая же
часть продукции металлургических предприятий Урала до сих пор
перевозилась бурлацкой тягой и конным транспортом. В России в этот
период над постройкой «сухопутного парохода» работали братья Черепановы в
Нижнем Тагиле, а также механики Пожвинского чугунолитейного
железоделательного завода. Это предприятие тогда считалось одним из
самых передовых в России и принадлежало Всеволоду Всеволожскому. Уже в
1810 году впервые был поставлен вопрос о прокладке рельсовых путей на
рудных промыслах Пожвинского завода, а 1828 же году Всеволожский
заключает контракт с английским механиком Петром Эдуардовичем Тетом.
Подготовка
к сооружению паровоза началась с изготовления небольшой действующей
модели, предназначенной для передвижения по безрельсовым путям и
получившей известность как «паровая коляска Пожевского завода». В 1832
году началось строительство самого паровоза, однако из-за неспешности
работ, к концу 1833 года он все еще оставался «в первоначальной
готовности». 16 декабря 1833 года на заводе случается пожар, нанесший
огромный ущерб, а в конце 1835 года отслужив по контракту, Тет покидает
Пожву, так и не закончив паровоз и забрав с собой чертежи. Казалось, что
идея создания паровоза зашла в тупик, однако через три года пожвинские
умельцы самостоятельно смогли завершить дело. Подобно английским
паровозостроителям, присваивающим каждому локомотиву свое название,
пожвинскому паровозу дали имя «Пермяк» и отправили в мае 1839 года на
выставку российских мануфактурных изделий в Петербург.
«Пермяк»
привлек внимание всех посетителей выставки, получил высокую оценку в
печати, а Мануфактурный совет отметил, что опыт построения паровозов на
Пожвинском заводе заслуживает «особого внимания». Так, в июне 1843 года
на заводе началось устройство рельсопрокатных станов, пудпинговых и
сварочных печей, а осенью того же года приступили к прокатке рельсов.
Таким образом, уральский Пожвинский завод стал первенцем отечественного
паровозостроения, крупнейшим и передовым машиностроительным предприятием
России.