Пильвенская УЖД— по состоянию на 2008 год, была крупнейшей из действующих в России узкоколейных железных дорог исправительно-трудовых учреждений. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кушма́нгорт, расположенный в Чéрдынском районе Пермского края. Узкоколейная железная дорога не имела связи с железными дорогами широкой колеи. По специализации она являлась лесовозной, «сплавной».
Первый участок УЖД был открыт в 1950-х годах. Его начальным пунктом являлась лесобиржа, расположенная на берегу Камы, вблизи села Кушмангорт.С первого дня работы узкоколейная железная дорога имела «лагерную» специализацию.
Максимального развития УЖД достигла к концу 1980-х годов — протяжённость линий составляла свыше 200 километров. Существовало регулярное пассажирское пассажирское движение (в основном из Пильвы в Зёрна, Серебрянку и Светлый — посёлки, в которых не было аэропортов).
Пассажирские перевозки по маршруту Кушмангорт — Пильва до 1990-х годов не имели особого значения — в Пильве действовал аэропорт, существовали ежедневные авиарейсы на Чердынь и Соликамск. После отмены воздушного сообщения (приблизительно в 1994 году) узкоколейная железная дорога стала «дорогой жизни» для Пильвы.
После 2000 года состояние узкоколейной железной дороги стало резко меняться в худшую сторону. По состоянию на октябрь 2008 года, протяжённость сократилась до 120 километром.
Поездка автора (октябрь 2008 г.) "Прибываю в Кушмангорт утром, сразу же иду в штаб колонии общего режима, объясняю цели и задачи своей работы. Разрешение на проезд и неограниченное фотографирование узкоколейной железной дороги было получен.
Как выяснилось, узкоколейная железная дорога в «предсмертном» состоянии. На узкоколейной железной дороге нет ни одного «вольного» сотрудника, кроме проводника пассажирского поезда.
Узкоколейная железная дорога, по состоянию на середину октября 2008 года, состояла из лини Кушмангорт — Пильва Серебрянка и далее до границы с республикой Коми.
В числе трудностей поездки — пребывание в замкнутом пространстве тепловозной кабины и необходимость общения с локомотивной бригадой и другими пассажирами на протяжении очень длительного времени.
Посёлок Пильва, в котором находится колония-поселение и единственное действующее депо, насчитывает около 500 «вольных» жителей. До 1994 года здесь действовал аэропорт с ежедневными рейсами до Чердыни и Перми, теперь попасть сюда можно только по узкоколейной железной дороге.
Стоимость проезда составляет 200 рублей. Скорее всего, Пильвенская узкоколейная железная дорога в 2008 году являлась самой «дорогостоящей».... "